Лента новостей
Статья20 июня 2017, 11:05

Любовь Бендерская: «Мечта - всегда ориентир на пути…»

Гость редакции - Любовь Бендерская, заслуженный работник культуры РСФСР, художественный руководитель народного коллектива ансамбля классического танца «Росинка», ведущий педагог Мичуринской детской хореографической школы.

Учитель  и ученики. Фото Вадима Измайлова.
Учитель и ученики. Фото Вадима Измайлова.

Про таких, как Любовь Бендерская, нередко говорят взаимоисключающие вещи. Одни утверждают: «Она с нуля сделала то, о чём другие только мечтали…». Другие: «Она продолжила то, что уже было до неё. Просто сделала это по-новому…». Однако всё это не мешает её творчеству выйти за пределы границ провинциального города. Не мешает её многочисленным воспитанницам, живущим вдалеке, с теплотой вспоминать свою бывшую учительницу и её уроки. Главный из которых - попробовать сделать себя непохожей на других…

- Любовь Викторовна, давайте с самого начала: 1947-й послевоенный год, город Мичуринск, где вы родились…
- Да. Здесь, в доме на углу улиц Украинской и Советской, прошло моё детство, которое, как и у всех моих сверстников, трудно назвать простым и безмятежным. Испытаний хватило. В шесть лет умерла мама, моим воспитанием занялись бабушка и две тёти. В пять лет я пришла в танцевальный кружок, который был в Доме учителя, и занималась там до тех пор, пока не уехала учиться в Воронеж. Музыка и танцы пленили меня с юных лет, я их боготворила. Моим единственным окном в мир было радио. Я слушала трансляции концертов классической музыки и передачу «Театр у микрофона». Однажды, когда мне было девять лет, моя тётя Валя, побывав на балете в Большом театре, сказала: «Ты знаешь, балету можно учиться. На спектакле танцевали воспитанницы московского хореографического училища. Я узнала, в это училище принимают с девяти лет…». Последней фразы было достаточно, чтобы «потерять покой», я решила поступить туда. Мы с тётей написали письмо в училище, вскоре пришёл ответ. Все необходимые документы я собрала сама, но опоздала с их отправлением, в итоге получила из столицы отказ. Приём закончился, а на будущий год мне исполнялось десять лет. Десятилетних туда уже не принимали. Тогда мне казалось, что жизнь остановилась. Прикоснуться к мечте удалось спустя четыре года…

- А кто с вами занимался танцами в Мичуринске?
- В Доме учителя работали супруги Бескровные, бывшие артисты балета. Они были приезжими и единственными специалистами в своём деле. Когда мне исполнилось тринадцать, я решила попробовать свои силы и стать ученицей Воронежского хореографического училища. Мне это удалось, поступила на народное отделение и проучилась там пять лет. Училась с удовольствием и интересом. Преподаватели, кроме творческих способностей, заметили у меня и педагогические, по окончании училища предложили поехать в Ленинград, продолжить образование в хореографическом училище имени А.Я. Вагановой на двухлетние педагогические курсы, после которых должна была вернуться в Воронежское хореографическое училище преподавателем. Но я отказалась…

- Вы отказались учиться в Вагановском училище? В одной из старейших балетных школ мира, с именем которой связаны расцвет и всемирное признание русского балета?
- Мне было 17 лет, много ли мы понимаем в этом возрасте? Я себя видела только на сцене и только балериной. Но, видимо, судьба решила иначе. Через месяц я волею случая оказалась в Ленинграде. Увидев этот удивительный город-музей под открытым небом, поняла, от чего отказываюсь. Позвонила директору училища в Воронеж и сказала, что передумала и хочу учиться здесь. Но время ушло, поступать можно было только на следующий год. Я вернулась в Воронеж, работала методистом-хореографом в Доме народного творчества. А спустя год поехала по направлению в училище имени А.Я. Вагановой.

- Окончили его?
- Да, в 1968 году получила диплом педагога хореографических училищ и должна была работать в Воронеже. Но в личной жизни произошли перемены, я вышла замуж и вернулась в Мичуринск к мужу. Его направили сюда по распределению после окончания московского вуза. Завотделом культуры в городе работала Лариса Павловна Гончарова, удивительный человек, очень доброжелательная и чуткая. У неё была давняя мечта - открыть хореографическую школу.

- Это с подачи Гончаровой почти полвека назад вы положили начало масштабному танцевальному движению в городе?
- Правильнее сказать - мы с ней обе этого хотели. До моего приезда здесь была организована студия по хореографии, которой руководили всё те же Бескровные. Своего помещения не было, занимались в театре. Потом Бескровные уехали из города. А тут приезжаю я - дипломированный специалист, педагог. Не воспользоваться ситуацией Гончарова не могла.

- Как получилось, что вы решили замахнуться на такой высокий для провинциального города уровень?
- Тут опять сошлись несколько моментов: наши с Гончаровой амбиции и моё образование, помноженное на огромное желание творить. Гончарова добилась в горисполкоме разрешения на открытие хореографической школы, и мы приступили к делу. Лариса Павловна предложила мне одновременно организовать хореографический ансамбль. Так в 1968 году появился ансамбль «Росинка». Вначале в нём занимались старшеклассники и студенты города, а спустя некоторое время - мои ученики, закончившие хореографическую школу. В данном случае была выстроена система профориентации. Позже очень многие мои ученики окончили Воронежское хореографическое училище, стали артистами балета. Другие обучались в лучших институтах культуры в Москве, Ленинграде и стали педагогами по хореографии.

- Кто был автором названия ансамбля?
- Я. У меня оно ассоциировалось с чистотой, прозрачностью, совершенством формы… Мне оно и сейчас кажется таковым.

- «Росинка» в годы СССР принимала участие в зарубежных гастролях. Учитывая идеологические запреты, факт из разряда удивительных…
- Это всё было гораздо позже. Мы начинали на пустом месте. Занятия проходили в гардеробе драмтеатра, пединституте, клубе ЛРЗ, Доме пионеров. Зрителями были жители города и района. Участвовали в городских, областных и региональных смотрах художественной самодеятельности. Наши успехи заметило городское и областное руководство. В 1978 году нам предложили поехать на гастроли в ГДР по приглашению Общества германо-советской дружбы. Были приглашены балетмейстер и художник по костюмам из Москвы, которые помогли сделать интереснейшую программу. Аккомпанировал нам ансамбль народных инструментов из Тамбова. Гастроли прошли с большим успехом. В 1981 и 1984 годах мы были участниками Международного фестиваля фольклорного танца придунайских стран в Венгрии. Получили высокие награды за программу, танцевальное шествие и творческое мастерство. В 1985 году участвовали в культурной программе XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве. Ансамбль выступал с концертами во многих городах страны. Нам аплодировали на Байконуре, в Таджикистане, Прибалтике, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Польше, Тайланде, Греции, Турции. В городе-побратиме Мунстере (Германия) мы выступали 13 раз!

- Однажды в одном из интервью вы сказали, что никогда не возьмётесь за то, что кажется вам невыполнимым. Что вам не под силу?
- Это теперь «Росинка» -
ансамбль классического танца, многократный обладатель Гран-при международных и всероссийских конкурсов. А вначале я и не предполагала, что мои воспитанницы будут танцевать классику. Это ведь требует определённого уровня подготовки. Классический танец на сцене - всегда показатель высокого мастерства и профессионализма. И ученика, и педагога. Первоначально наша программа состояла из трёх блоков: классических номеров, народных танцев и изумительной фольклорной программы «Весенние игрища на Руси». Затем моя ученица со своими коллегами создали в Тамбове хореографический ансамбль «Вдохновение», который начал выступать с классическими номерами, причём очень успешно. Их пример для меня стал показательным, и я решила изменить репертуар. Теперь мы работаем и в других направлениях - неоклассика и модерн.


- Но в вашем репертуаре есть и балетные номера…
- Да. Мне всегда хотелось, чтобы у нас в школе был поставлен балет. И в 2004 году был приглашён балетмейстер из Санкт-Петербурга (С. Шкробова), которая поставила четыре одноактных балетных спектакля: «Чиполлино» на музыку А. Хачатуряна, «Стойкий оловянный солдатик» на музыку М. Равеля, «Волшебное путешествие Алисы» и «Мир прекрасен». Они были представлены на Всероссийском фестивале любительских театров «Синяя птица» (Москва), попав в десятку лучших балетных спектаклей России. С балетом «Мир прекрасен» и концертными номерами мы с большим успехом дважды выступали в концертном зале имени П.И. Чайковского. Эти выступления дорогого стоят, я очень ими горжусь. Ансамбль принял участие в XI Международном фестивале «Москва встречает друзей», организованном Международным фондом Владимира Спивакова, а также в Международном фестивале «Россия-Эллада «Алые паруса мечты» под патронажем ЮНЕСКО в Греции.
- Могли бы вы мечтать о подобном в начале своей педагогической карьеры?
- Если бы я не мечтала, то этого бы, скорее всего, не произошло. Но за мечтой всегда стоит тяжёлый труд. И педагогов, и их воспитанников. И все мои начинания поддерживали коллеги-профессионалы. Это заслуженные работники культуры РСФСР Л.П. Гончарова, директор школы с 1972 по 1986 годы Е.И. Самусенко, Л.А. Яценко, директор школы с 1986 по 2007 годы, а также исполняющая обязанности директора школы с 2009 по 2013 годы О.А. Кондратова.

- Плисецкая в своих мемуарах, рассуждая об особенностях профессии, пишет: «Каждый танцует, как чувствует». Вы пытаетесь «шлифовать» это чувство индивидуальности в своих воспитанницах, помимо техники исполнения?
- С Плисецкой невозможно не согласиться. Но она говорит о профессиональном балете и подготовленных исполнителях. Мои воспитанницы обычные в профессиональном плане. Одарённых за все эти годы среди них я видела единицы. Но за счёт постоянной работы в классах я добиваюсь того, что можно назвать мастерством. Кому-то это удаётся в большей степени, кому-то в меньшей. Единственное, что здесь примерно одинаково для всех - время. Нужны годы, чтобы увидеть явные успехи. Мой главный принцип, с помощью которого учу своих подопечных - «Танцевать музыку». То, что само должно им подсказать, как выразить себя на сцене. Безусловно, есть и другие секреты мастерства, но главный этот.

- Сколько человек прошло за эти годы в ваших классах?
- Более ста. Ничуть не преувеличу, сказав - я в какой-то мере выстроила их судьбы и проложила их жизненные пути. Например, в советские времена почти все мои ученики поступали в институты культуры. В годы перестройки число тех, кто выбирал хореографию своей профессией, стало чуть меньше, но всё равно мои воспитанницы поступали в эти вузы. В наши дни эта традиция сохранилась. В настоящее время мои ученики учатся в университетах культуры Москвы и Санкт-Петербурга.

- С кем из ваших учениц вам было интереснее всего работать? Кого вы чаще всего вспоминаете?
- Я никогда не придавала особого значения этому. Для меня все мои ученицы одинаково дороги и памятны. Порой работа с теми, у кого способностей меньше, приносит большее моральное удовлетворение. Зная, через какие тернии пришлось вместе пройти, аплодисменты зрителей нам слышатся иначе.


- Балетные - люди внутренне очень дисциплинированные, ответственные. Вам помогает это в жизни?
- Конечно. В 13 лет уехав из дома, я жила одна. Без самодисциплины и организованности вряд ли бы чего-то достигла в жизни. То же самое могу сказать и про двух своих дочерей, которые занимались в «Росинке» и чья жизнь и профессия теперь прочно связаны с хореографией. Они обе руководят хореографическими школами: младшая в Санкт-Петербурге, старшая в Таиланде. Их признание и успехи также напрямую зависят в первую очередь от дисциплины.

- Генеральный директор медиа-холдинга «Дождь» и ваша воспитанница Наталья Синдеева, с которой я недавно беседовал, назвала вас выдающимся человеком. Я полагаю, она разбирается в людях и подобных эпитетах…
- Мне приятно слышать такие слова от одной из самых ярких своих учениц. Но к выдающимся я себя не отношу. Я благодарна Богу, который дал мне возможность заниматься любимым делом и не просто найти себя в профессии, которую люблю, но и быть полезной своим ученикам. Величие, на мой взгляд, скорее всего, проявляется именно в последнем.

- Кем бы вы себя могли представить ещё, кроме руководителя танцевального коллектива?
- Мне всегда нравилось и нравится заниматься интерьером быта. То, что теперь называется бытовым дизайном. Наша повседневность обязана быть красивой и утончённой. Думаю, у меня могло что-то получиться и на этом поприще.

- Чем вы гордитесь?
- Своими детьми и мужем и, конечно, своими учениками. Они - основа моих успехов, моя поддержка и источник вдохновения.

- У вас есть друзья?
- К счастью, да. И я благодарна судьбе, что такие люди оказались на моём жизненном пути.

- Что может вас вывести из себя?
- Нежелание моих коллег идти на компромиссы в ситуациях, когда наши профессиональные точки зрения не совпадают. В коллективном творчестве без компромиссов нельзя. Как, впрочем, и без дискуссий. Нужно уметь слушать и слышать. Это залог успеха.

- Кто ваш любимый композитор в балете?
- Их много. Но ближе всех мне музыка Чайковского и Глазунова, поскольку именно в их творчестве, на мой взгляд, раскрывается характер танца на сцене.

- Вам знакомо чувство зависти?
- Нет. Чужие успехи всегда были для меня лишь стимулом для новых собственных творческих свершений. Уверена, что это ощущение останется со мной навсегда. А стало быть, можно надеяться на новые достижения, радостные для моих близких и учеников. И, конечно, для наших зрителей.


- Может, не совсем тактичный с моей стороны вопрос, но всё же решусь спросить - что вы думаете о возрасте?
- Я считаю, что последние полвека мы с ним идём разными дорогами. Параллельными (смеётся). Когда ты всю жизнь занимаешься любимым делом и когда видишь результат своей работы, как-то не особенно задумываешься о возрасте. Некогда.

- Знаменитый импресарио Сергей Дягилев, затевая новые проекты, говорил постановщикам: «Удиви меня». И это его пожелание, как известно, работало. Чем удивите вы своих зрителей в ближайшее время?
- На следующий год у меня три юбилея: 50 лет хореографической школе, 50 лет ансамблю «Росинка» и 50 лет моей творческой деятельности. Моя ученица, участница «Росинки» Яна Тутарская работает директором хореографической школы. Она творческий и инициативный руководитель. Вся наша работа будет направлена на организацию и проведение этих мероприятий. Это ответственно и интересно, а если ещё удастся удивить своих зрителей - будет здорово.

Учитель  и ученики. Фото Вадима Измайлова.
Первый выпуск хореографической школы, 1973 год. В центре - Любовь Бендерская. Фото из архива Любови Бендерской.
Учитель и ученики. Фото Вадима Измайлова.
Автор:Вадим Гранитов