Лента новостей
Статья24 февраля 2011, 00:00

Ликвидация грамотности

Ликвидация грамотности

Все мы уже давно привыкли к ошибкам в текстах объявлений в общественном транспорте. Но появление в центре города баннера одногоиз средних специальных учебных заведений, на котором красуются названия таких профессий, как "маникюрша", "педикюрша" и "косметик", вышло за все рамки грамматики.

Что же это за профессия такая - "косметик"? А может, это вовсе и не профессия, а родительный падеж слова косметика? Странно... Да и слова "маникюрша" и "педикюрша" как-то выпадают из контекста. Может быть, для олбанского языка (языка, на котором большинство пользователей Интернета общаются между собой в сети) эти слова и подошли бы, но для рекламы учебного заведения целесообразнее было бы употребить "мастер педикюра, маникюра" и "косметолог". Какое образование молодой человек может получить в учреждении, где даже не знают, как назвать профессию, которой обучают? Но это не единственный пример. Орфографические ошибки в текстах вывесок не редкость. Достаточно пройтись по улицам, и можно увидеть ошибки и более глупые. К примеру, в Воронеже: "железнодорожные авиабилеты". Ну а в газетах их вообще пруд пруди. Начиная пропущенными запятыми и заканчивая такими ляпами, как "спорт-смен".
И, что самое интересное, делают-то их люди образованные, часто даже специалисты с высшим образованием, а бывает, что и не с одним.
Есть у меня одна знакомая, в свои 26 она получила два высших, прекрасно устроилась, занимает довольно высокую должность, но вот беда у неё с русским языком. Даже в деловых письмах она делает такое количество ошибок, что просит кого-нибудь перед отправкой их проверять. Что ж говорить тогда об Интернете. Тот самый олбанский язык как будто придуман именно для неё. Не раз мне приходилось получать от неё фразы типа " ЧЁ ДЕЛАЕШ?" и так далее. И пишет это не подросток, а взрослая женщина, у которой уже подрастают свои дети.
Не зря же в последнее время даже чиновников разных уровней пытаются заставить сдавать экзамены по русскому языку.
Вот такое обнищание и, можно сейчас уже смело об этом говорить, уничтожение великого и могучего, как говорил Тургенев, и превращение его в бессмысленный набор букв, в те самые "превед" и "косметик".

Откуда это пошло?

В народе бытует мнение: "Во всем виноват ЕГЭ". Но первый, ещё пробный, ЕГЭ прошёл в 2002 году. А ошибки делают также и люди старшего поколения, сдававшие экзамены ещё в традиционной форме. Так что к орфографии единый государственный не имеет никакого отношения. Другое дело, что придумали его для выпускников, не обременённых творческими задатками, ведь любое проявление индивидуальности рискует быть записано в отступления от критериев, а это уже карается очень строго - минус один, а то и два балла.
"Талантливый ребёнок с нестандартным мышлением имеет все шансы завалить обязательный ЕГЭ. По мнению педагогов, такие дети даже при обычном наборе исходных данных решают поставленные задачи нестандартно. У них мозги другие. Они не зубрят материал, как это делают посредственности, а, пропуская через себя, находят новые решения, в то время как ЕГЭ продуман для ученика, не обременённого воображением и творческими способностями", - справедливо замечает в своём письме один из читателей Российского информационного агентства "Новости" (РИА-Новости).
Вот и появляются на рабочих местах посредственности и "зубрилы", готовые лишь бездумно копировать всё с западных стран, а не разрабатывать собственные решения, более подходящие для российского менталитета. Не все, конечно, но…

Ну а что с русским языком?

Русский язык является обязательным предметом при сдаче ЕГЭ. Сведения о баллах, полученных по этой дисциплине, учитываются при поступлении на любую специальность. Будь то филолог, экономист или же слесарь. Примечательно, что современное законодательство стремится не повышать грамотность, а скрывать неграмотность. Появление в словарях вариантов произношения слов "договор" с ударением на первом слове и "йогурт" на втором, на мой взгляд, служит именно этой цели.
Контрольный выстрел в голову грамотности народа может нанести образовательный стандарт, проект которого в недавнем прошлом был предложен министром образования и науки России А.А. Фурсенко и вызвал широкое общественное обсуждение. Этот стандарт предполагает переход к 2020 году на систему обучения в 10-11 классах, когда обязательными станут лишь несколько дисциплин. (После всероссийского скандала их оказалось десять). Остальные же предметы ученик должен будет выбирать уже в зависимости от того, какое образование он хочет получить в дальнейшем. И совсем не обязательно, что будут они на бесплатной основе.
К сожалению, большинство старшеклассников придерживаются мнения знаменитого Митрофанушки из комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль". А он говорил: "А зачем мне география? Кучер Иван отвезёт куда надо". Ученик, выбравший техническое образование, будет выходить из школы без знания истории, литературы и, что самое страшное, русского языка.
"Ошибки могут делать как молодёжь, так и люди старшего поколения. И проблема здесь в том, что люди учились в школе, проходили материал, возможно, даже без удовольствия, а из-под палки, но после окончания учебного заведения многие просто забывают поддерживать те знания, которые они получили. Ведь раньше Советский Союз считался самой читающей страной, а вот современная Россия этим показателем похвастаться не может. Ну и, конечно, ЕГЭ. В нём для грамотности есть и плюсы, и минусы. Плюс в том, что выпускники повторяют определённые правила, а минус - это так называемая система "натаскивания", которая без повторения не даёт долгосрочных результатов", - именно в этом видит причины всеобщей неграмотности россиян преподаватель русского языка Мичуринского лицея С.А. Мантрова.
Что ж, если дело пойдёт так и дальше, то через несколько лет на рекламных вывесках местных учебных заведений мы сможем увидеть наименование таких профессий, как "докторша", "кондукторша" и даже "училка".

Автор:Анна Кумицкая