Лента новостей
Статья20 августа 2016, 06:00

Креститель земли русской

Говорят, время лечит… С годами забывается и плохое, и хорошее. Но человеческое время коротко. А у Бога нет времени. «Для Господа один день как тысяча лет, и тысяча лет как один день», - учит нас Священное Писание.

Яко с нами Бог!

Прошло более двух тысяч лет с того дня, когда Сын Божий ради нашего спасения «посетил нищету нашу», чтобы обогатить нас и Отечество Небесное возвратить, а с ним и душевный мир, неизъяснимую духовную радость - приобщение вечной любви. «Христос Господь наш пришёл к нам и, будучи богат, обнищал, чтобы нас обогатить; на земле странствовал, дабы нам Отечество Небесное возвратить… образ раба воспринял, будучи Господом, дабы в нас образ Божий возобновить; не имел, где голову приклонить, дабы нам дом Небесного Своего Отца открыть; нищим был на земле, дабы открыть нам небесные сокровища; грехи наши на Себя взял, чтобы подать нам правду Свою. Так Он отнимает от нас нищету нашу и подаёт богатство Своё», - писал святитель Тихон Задонский. Невозможно ограниченному уму человеческому вместить тайну Боговоплощения, но Церковь, основатель и глава которой - сам Христос, и поныне свидетельствует всему миру «яко с нами Бог». Для благовествования о Царствии Божьем и устроения Церкви Иисусом Христом были избраны двенадцать человек. Их называют апостолами или учениками и последователями Иисуса Христа.

От рыбака
до «ловцов
человеков»

Одним из учеников Иисуса Христа был святой апостол Андрей Первозванный, который первым последовал за Ним и свидетельствовал о Нём, как о Мессии. Родился Андрей в Вифсаиде в семье простого рыбака по имени Иона. Когда прошёл слух, что появился пророк, призывающий всех к покаянию, отец решил отправить на Иордан своего младшего сына, чтобы тот узнал о происходящем. И Андрей, услышав проповедь святого Иоанна Предтечи, последовал за ним, став на некоторое время его учеником. Однажды учитель указал ученикам своим на идущего мимо Иисуса Христа и произнёс: «Се Агнец Божий, вземляй грехи мира». Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе Христе и последовавших за Ним, был Андрей. Он первый находит своего брата Симона и говорит ему, что они нашли Мессию (что значит Христос). Затем привёл его к Иисусу. Он же, взглянув на брата Андрея, сказал: «Ты - Симон, сын Ионин; ты наречёшься Кифа, что значит: камень Пётр» (Ин. 1, 35-42).
Андрей был первым учеником Иисуса Христа, поэтому получил имя Первозванный. Однако Учитель до времени отправляет его домой, помогать семье. Андрей возвращается к своим обязанностям - ловле рыбы. Но сердце его направлено к словам Учителя, он ждёт своего срока, когда снова последует за Христом. Тревожные мысли не дают ему покоя: «Может быть, забыл про него Иисус, может, не достоин простой рыбак быть учеником многими тогда признанного и самого почитаемого на Востоке как великого пророка и чудотворца». Но Господь не забыл. И «проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним» (Мф. 4, 18-19). Ведь, когда зовёт Христос, медлить нельзя. А мы порой до самого конца своей жизни откладываем встречу с Христом!..
Андрей же сразу оставил всё своё благосостояние. Отныне у него не будет ни постоянного жилища, ни средств к существованию, ни радостей жизни земной. Конечно же, это подвиг, и он превосходит меру сил человеческих, но без помощи Христа никто из людей не может отринуть привязанности своего сердца. Это высота духовная, на которую восходили после многих слёз и трудов всей своей жизни величайшие подвижники Христовы, которые сделались истинными «ловцами человеков».

Жребий
мученичества

После Сошествия Святаго Духа на апостолов, они бросили жребий, в какую страну идти с проповедью Слова Божия. Апостолу Андрею выпало отправиться на Восток, в Скифию. Он прошёл Малую Азию, Фракию, Македонию, достиг берегов Дуная, затем побережья Чёрного моря, посетил Крым, Причерноморье и по Днепру поднялся до Киевских гор, благословил их и водрузил здесь крест. Помолившись, поднялся ещё выше по Днепру и дошёл до поселений славян, где был основан Новгород. Отсюда апостол прошёл через земли варягов в Рим для проповеди и вновь вернулся во Фракию, где в небольшом селении Византии, будущем Константинополе, основал христианскую Церковь. По свидетельству предания, он обошёл множество стран, терпя гонения от иудеев и язычников. Мученическую кончину апостол Андрей принял в греческом городе Патры (Патросе) в 62 году. Многие жители его благодаря учению апостола уверовали во Христа. Но местный правитель Егеат воспылал ненавистью к апостолу и стал принуждать его отречься от Христа. Но апостол был стоек в своей вере. Тогда тиран велел распять апостола так, чтобы тот страдал подольше. Святого Андрея привязали к кресту, сделанному в виде латинской цифры Х, не вбивая в его руки и ноги гвоздей, чтобы не ускорить смерть. Позже в иконографии крест такой формы стал называться Андреевским.
Святой апостол Андрей особо почитается в России и считается покровителем нашего государства. В 1699 году император Пётр I учредил в честь святого апостола Андрея первый и высший орден. С 1998 года этот орден - высшая награда и Российской Федерации. Русский флот воевал под Андреевским флагом (на белом фоне голубой крест) с петровских времён до октября 1917 года. А в 1994 году боевые корабли России вновь подняли Андреевские флаги. Русская Православная Церковь чтит память святого апостола Андрея Первозванного 30 ноября (13 декабря по новому стилю).

Слово пастыря


Протоиерей Валерий
Литвиненко, клирик
Боголюбского
кафедрального собора:

- Трудами святого апостола Андрея возникали христианские Церкви, которым он ставил епископов и священство. Апостол Андрей всем сердцем своим припал ко Христу как Источнику Любви и Истины. Его жажда после первой встречи не ослабла, а, наоборот, только более усиливалась до конца его жизни. «Много званых, но мало избранных» ради своей пламенной любви к Богу. Русская Православная Церковь приняла православную веру из Византии, епископы которой ведут преемство от апостола Андрея, и считает себя его преемницей. Апостольское преемство - непрерывное продолжение управления Церкви, во главе которой стоит Христос, апостолами, обеспечивается передачей духовной власти апостолов епископам Церкви и через них - нам, священникам, через рукоположение.

Автор:Елена Кременецкая