Лента новостей
Статья10 апреля 2010, 01:00

Козловское земство

Козловское земство

Земства в Российской империи стали возникать в 1864 году, после утверждения закона о земском самоуправлении. Они учреждались для руководства хозяйственными делами: строительством и содержанием местных дорог, школ, больниц, богаделен, для организации продовольственной помощи населению в неурожайные годы и некоторых других целей. Земство в Козловском уезде возникло одновременно с другими земствами Российской империи. Доподлинно известно, что оно занималось возведением мостов, боролось с эпидемиями и развивало образование. Но обо всём по порядку.

Причинами постоянных эпидемий, которые продолжались вплоть до двадцатых годов прошлого века, было слабое развитие здравоохранения, сети лечебных учреждений, отсутствие и недоступность необходимых медикаментов, а также грязь и неопрятность жилищ. Вспомним, что зимой во многих деревенских домах вместе с хозяевами жил и скот, а пол мог быть земляным. Так создавались предпосылки для эпидемий в зимнее время. В борьбе с недугами жителям уезда помогали служащие земства.
В январе 1869 года в селе Старом Юрьеве Козловского уезда старшим фельдшером Николаем Котельниковым была обнаружена болезнь, напоминающая, по его сообщению, тифозную горячку. Ею сразу же заболело 20 человек. Эпидемия стала распространяться. Тиф появился в деревне Польной Екатерининской волости. В козловскую городскую больницу для лечения привезли 18 человек, некоторые стали выздоравливать.
На место по поручению земской управы выехал уездный врач. Он так описал болезнь: "Больные чувствовали озноб попеременно с жаром. Через несколько дней у заражённых развивался постоянный жар, сухость во рту. Со временем у больных появлялся аппетит и бред, как тихий, так и буйный". Для борьбы с эпидемией земский врач предписывал крестьянам соблюдать в избах чистоту, а для наблюдения за больными в деревню Филимоновку был отправлен священник Прохоров.
Однако эпидемия продолжала бушевать. Для борьбы с ней земство разработало следующие меры: по всему уезду были устроены аптеки с находящимися при них фельдшерами. Впоследствии оказалось, что очагом распространения эпидемии тифа стало село Спасское Козловского уезда. А туда попало из Раненбургского уезда, когда крестьяне ходили на похороны родственника, погибшего от тифа.
Эпидемия свирепствовала весь год. Заразилось более тысячи человек. Появились смертельные исходы. Лишь в январе 1870 года недуг покинул Козловский уезд. Служащие земства приложили для этого немало сил.
В 1879 году в Козловский уезд пришла чума. В этот раз недуг угрожал и здоровью горожан. 29 января земством был собран уездный комитет общественного здоровья. На нём присутствовали все врачи, фельдшеры, в том числе уездный и городской врач Евдокимов.
На заседании в первую очередь было решено сообщить всем волостным и сельским начальникам, учителям, господам гласным земского собрания, чтобы в случае появления подозрительных признаков чумы в уезде срочно сообщали в земскую управу. Также на заседании был сделан вывод, что во избежание в Козлове эпидемии необходимо накопить продовольствие, а не ввозить его из заражённых сёл и деревень. Уже приобретённую провизию в городских лавках решено было внимательно осмотреть.
Доктор Чулков заявил о необходимости принять меры к удалению нечистот с улиц города. А доктор Лодыгин добавил, что "в настоящее время из города свозят навоз на реку, и весной он попадёт в воду. Необходимо срочно его удалить. Исполнение доверить полицмейстеру". Наступление весны собравшиеся ожидали с опасением ещё и потому, что на родину должны были вернуться многие крестьяне Козловского уезда, которые на зимнее время, пока поля лежали под снегом, уехали на заработки в Астрахань. А именно с юга и была завезена чума. Предполагалось, что их появление должно было ухудшить складывавшуюся ситуацию. В связи с этим постановили: "Собрать списки этих проживающих в Астраханской губернии и через воинское правление весной подвергнуть их осмотру". Подобные списки предполагалось собрать и по жителям Козлова.
В результате распространения эпидемии удалось избежать. Но время от времени она вновь вспыхивала в уезде, и требовалось немало усилий со стороны земства, чтобы её остановить.
Ещё один вопрос, каким занималось земство, - это образование. В Козловском уезде 29 ноября 1910 года самым первым в Тамбовской губернии было утверждено всеобщее начальное образование. Для того чтобы осуществить такую инициативу, козловской интеллигенции пришлось много потрудиться. Хотя инициатива эта исходила от правительства Российской империи, для её осуществления необходимо было приложить немало усилий. Нужно было получить денежные субсидии. Одним из самых активных борцов за развитие просвещения в Козловском уезде стал инспектор народных училищ шестого участка Тамбовской губернии М.Г. Кашков. Благодаря усилиям козловского земства 18 января 1910 года земская управа получила кредит на начальное обучение и содержание учащихся.
До момента введения всеобщего образования в уезде здесь оно было развито слабо. Самые удачливые учились либо в приходских школах, либо в самом Козлове. Но в уездном центре обучение обходилось дорого и попасть, например, в женскую гимназию или коммерческое училище было довольно сложно простому крестьянскому ребёнку.
После введения всеобщего начального образования в уезде решение о возведении школы в каждой конкретной деревне принимали сами крестьяне на сходе. И чаще всего это решение завершалось ходатайством перед уездной управой.
В деревнях, где не было подходящих зданий для школ, выделялись на постройку деньги. Так, в 1912 году на возведение такого строения в селе Глазке был выделен кредит в 7900 рублей, половину которого в течение 10 лет должны были вернуть крестьяне села, вторую половину выплачивало волостное правление.
В школы шли дети 8-11 лет. Вводимые учебные заведения имели обычно трёх-четырёхлетний курс обучения и назывались одноклассными, начальными училищами. В них обучалось около 50 человек. В такой школе был один учитель, и она называлась однокомплектной. При большем числе учащихся приглашался второй учитель, школа имела две классные комнаты и называлась двухкомплектной. В двухкомплектных школах курс был четырёхгодичный.
В одноклассном начальном училище занятия велись по программам 1897 года по следующим предметам: Закон Божий, русский язык (чтение, письмо, грамматика), арифметика и пение.
На уроках русского языка, например, в порядке объяснительного чтения сообщались элементарные сведения по природоведению, истории России и физической географии. Методами обучения в начальных школах были беседа, работа с учебником, рассказ учителя, письменные и графические работы. Демонстрации и иллюстрации (наглядное обучение) занимали меньшее место. В отдельных школах наиболее передовые учителя практиковали занятия на пришкольных участках (огородничество, садоводство). На выпускных экзаменах (особенно при четырёхлетнем курсе) дети писали довольно грамотно небольшой диктант и могли сделать синтаксический разбор простого предложения.
По арифметике значительное место занимал устный счёт, обращалось внимание на умение пользоваться счётами. Детям сообщались также элементарные понятия о наиболее употребительных дробях (1/2, 1/3, 1/4), но без производства действий над ними. Давались некоторые сведения по геометрии, а именно: линия, угол, наиболее употребительные геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник).
Введение всеобщего начального образования в уезде было шагом прогрессивным. Вслед за Козловским уездом оно было введено в Кирсановском и Липецком уездах. Как видим, земство выполняло определённую цивилизаторскую функцию, оказывало экономическую, медицинскую, ветеринарную и агрономическую помощь, занималось школьным образованием, развивало страхование, почтовое сообщение...
Недавно в Мичуринске состоялись выборы представительных и исполнительных органов местного самоуправления. По мнению ведущих историков, земства стали первыми подлинно народными образцами самоуправления. Однако сегодня этот демократический опыт совершенно забыт и требует не только переосмысления, но и возвращения к жизни.
Вполне вероятно, что к этому мы обязательно придём уже в ближайшее время.

Автор:Вадим Николашин