Лента новостей
Статья2 февраля 2013, 01:00

Козловские станы

Крепость в Козловом Урочище была только ещё заложена (11 (21) октября 1635), а её первостроитель И.В. Биркин до наступления зимы уже провёл осмотр земель, которые можно было бы отводить под пашни служилым людям в окрестностях будущего города. Территория оказалась незаселённой: земли не распаханы, ни деревень, ни сёл, а через степь между Лесным и Польным Воронежем проходила Ногайская дорога, по которой кочевники совершали свои опустошительные набеги. Территория будущего уезда, таким образом, представляла собой необжитый край, полный тревог и опасностей.

Изредка в тех местах можно было встретить крестьян-откупщиков рязанских уездов, арендовавших лесные и речные участки, где они устраивали ухожья, разрешённые царём Михаилом Фёдоровичем ещё в 1614 году. Крестьяне имели там лосиные загоны, бобровые гоны, вели рыбную ловлю, занимались сбором мёда диких пчёл.
В результате осмотра свободных земель И.В. Биркин обнаружил к западу от Козлова по течению реки Воронеж вотчинные деревни князя Д.М. Пожарского: Тарбеево ("Олешню тож"), Казинку, Ярок, село Горетово, входившие в состав Ряжского уезда, а также однодворческие деревни Ранино и Лавровку. О жителях деревни Ранино И.В. Биркин в докладе царю писал, что в деревне "живут... однодворцы ряшене дети боярские", то были ряжские ратники, получившие в пользование за свою службу землю и освобождённые от уплаты денежно-натурального налога. По течению Воронежа располагались и населённые пункты Лебедянского уезда: сёла Кривец, Ратчина Поляна, Каликино, Доброе Городище и вотчины московских монастырей - Чудова и Новоспасского. К востоку от Козлова на реке Цне раскинулась обширная Верхоценская волость Шацкого уезда с многочисленными деревнями и сёлами. Жители существовавших населённых пунктов до возникновения Козловского уезда занимались сбором даров леса, бортничеством, "звериным промыслом". Обрабатываемых земель здесь было ничтожно мало: вторжения кочевников сдерживали их освоение.
Первое описание осмотренных территорий, составивших новый Козловский уезд, относится к 1636 году, что отражено в писцовых строельных книгах за 1635 - 1636 годы.
И.В. Биркин примерно определил северные границы уезда: от верховьев Воронежа до реки Вишнёвой - правого притока Лесного Воронежа. Однако значительный рост пришлого населения заставил расширить территорию за счёт степей далее к северу от рек Польного и Лесного Воронежа до реки Пара. На западе граница уезда уходила за реку Становую Рясу, на востоке - до Польного Воронежа, а затем до реки Челновой.
На территории уезда в 1636 году образовалось пять станов: Алешинский (Олешинский), Иловайский (Оловайский), Турмасовский, Борецкий и Устенский. В каждом из них возникло по нескольку населённых пунктов. С образованием Козловского уезда многочисленные ухожья были упразднены, лишь в некоторых местах по-прежнему брались на откуп рыбные ловли, бобровые гоны, лосиные станы. Леса переходили в общее пользование служилым людям новых селений.
Одним из первых образовался Алешинский стан. Он располагался к западу от Козлова, занимая территорию по обе стороны реки Алешни, впадающей в Воронеж. Здесь возникло восемь деревень: Стаева Поляна (с. Стаево), Липовка, Усть-Гаврилкова боярака, Другая Гаврилкова (с. Гавриловка), Жидилкова Поляна (с. Жидиловка), Радостная, Терновая Поляна (с. Терновое), Вострая Лука (с. Остролучье). В стан вошли и две деревни Ряжского уезда: Ранино, Лавровка, возникшие значительно раньше основания Козлова. В 1636 году в Алешинском стане проживало 205 помещиков-однодворцев.

Автор:Валентина Филатова