Лента новостей
Статья16 мая 2015, 09:00

Космо-Дамиановский монастырь в Крыму

Тысячи нитей связывают между собой части единого русского православного мира, вступившего в 988 году на путь христианства.

Монастырский двор.
Монастырский двор.

Даже отделившиеся на какой-то период части этого мира всё равно стремятся к воссоединению.Наглядный пример тому - Крым. Христианство в России началось с того, что святой равноапостольный князь Владимир принял своё личное крещение в древнем Херсонесе, который много веков спустя стал городом русской морской славы - Севастополем. Возвращение этого города в состав России, вся тысячелетняя культура которой связана с православием, - явление исторически обусловленное и закономерное.

соединения Крыма к России я попал в горную часть полуострова и неожиданно обнаружил те нити, которые тянутся в Козловский уезд Тамбовской губернии. В современном Мичуринском районе Тамбовской области есть сёла Гаритово и Казинка, известные тем, что в начале XVII века были вотчинами князя Дмитрия Пожарского, народного героя России в войне 1612 года. Потом эти сёла получили статус драгунских, жители стали служить в кавалерийских драгунских полках православной России. Как драгуны жители были переведены в Хоботовский лес на территории современного Первомайского района Тамбовской области. Сейчас там есть сёла, которые по старой исторической традиции народная память именует Гаритово и Казинка более 300 лет. Однако на картах эти сёла имеют другие названия - по построенным в них православным храмам Козьмодемьяновское и Хобот-Богоявленское. Моё детство прошло в советские времена в селе Козьмодемьяновское. Однако о Косме и Дамиане, врачах из Рима, сосланных на территорию будущей России - в Крым в III веке, я узнал в полной мере в 2014 году, будучи в мужском монастыре Космы и Дамиана, который находится в Алуштинском районе Республики Крым Российской Федерации.
Доступ в Космо-Дамиановский мужской монастырь затруднён, так как он находится на территории Крымского государственного заповедника в 20 километрах от Алуштинского побережья. Однако, попадая сюда, сразу видишь исключительность этого места.
Монастырь расположен у подножия горы Чатыр-Даг, в окружении хребта Бабуган, хребта Конёк и горы Чёрной. Здесь несёт свои воды целебный источник святых врачевателей Космы и Дамиана, вытекающий из двух отдельных ключей, затем сливающихся в один, спускающихся по общему руслу и впадающих в реку Альма. Сосланные римским императором в Крым врачи и чудотворцы Косма и Дамиан врачевали людей и своей подвижнической деятельностью вели местных жителей к христианству. Для лечения больных они попросили у Бога целебной воды. Сильны были в молитвах Косма и Дамиан, и потекла из-под горы в двух местах чудодейственная вода. Испрошенный братьями у Бога источник 1800 лет несёт в себе целебную силу.
Сначала над святым источником выстроили каменную часовню с образами Христа Спасителя, Божьей Матери, святых бессребреников Космы и Дамиана. Для омовения построили купальню. Постепенно построили три братских корпуса, корпус настоятеля, две гостиницы для паломников, трапезную, баню, хозяйственный двор. Немалых трудов стоило в горах вырастить плодовый сад.
«Вода сего славного источника святых угодников Космы и Дамиана, как живительный сок, капает, омывает, исцеляет всех, прибегающих к нему с крепкой верой во Христа», - сказал Высокопреосвященнейший Лазарь, митрополит Симферопольский и Крымский 14 июля 1994 года в день памяти святых мучеников Космы и Дамиана в престольный праздник монастыря, совершая архиерейское богослужение после многолетнего перерыва в советский период.
Космо-Дамиановский мужской монастырь имеет своё подворье, расположенное в посёлке Партенит рядом с горой Аю-Даг (Медведь-гора). Подворье имеет свою собственную историю, вписанную в историю становления христианства в Крыму. Подворье - это храм Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом Иоанна Готфского, святого, жившего в Крыму в VIII веке, во времена расцвета Второго Рима - Константинополя, который русские звали Царьград.
В III веке, во времена Космы и Дамиана, германское племя готов пришло из Скандинавии на территорию современной Украины, взяв под политический контроль Крым. Однако сильнейшая христианская община Крыма, в свою очередь, оказала влияние на германцев-готов. Готы приняли христианство. В середине IV века усилившиеся готы взяли под политический контроль славян антов, предков восточных славян, финно-угорские и балтийские племена. Кто знает, как повернулась бы история Крыма и России, сохрани готы свою государственность в Причерноморье и Крыму.
В 371 году готы были разгромлены гуннами, потомки которых - православные чуваши (сувары) - живут сегодня на правом берегу Волги, мало вспоминая о том, как в 451 году, преследуя разбитых готов и их союзников, дошли до Парижа, возглавив предков славян, финно-угров, тюрок. Однако православие усмиряет благодатью и кротостью самые жестокие сердца. Потомки Аттилы (Аттила в переводе по одной из версий - волжанин), вождя гуннов, которого в Европе германцы и римляне звали Бич Божий, современные православные чуваши молятся в храмах Чебоксар и монастыре Алатырь. Предки чувашей гунны на реке Дон столкнулись с готским войском, через Таманский и Крымский полуостров вышли готам в тыл и наголову разгромили их, ликвидировав государственные структуры германцев в Причерноморье.
После гуннов остатки готов сохранились лишь в Крымских горах, где христианская европейская государственность длилась до XV века.
С конца VII века крымские земли попали под власть Хазарского каганата, оставаясь в религиозном подчинении Византийского Патриарха. В VIII веке, когда жил святой Иоанн Готфский, в Крыму сложилась тяжёлая ситуация. В 754 году был созван иконоборческий Собор, который, следуя решению императора 730 года, постановил, что «всякая икона, сделанная из какого угодно вещества, а равно и писанная красками при помощи нечестивого искусства живописцев, должна быть извергаема из христианских церквей». Иконы приравняли к идолам, а художников предали анафеме. Начались гонения.
В это сложное время в 758 году епископом Крымского княжества Готия был избран Иоанн, получивший в истории имя Готский (Готфский). Святому пришлось отстаивать истинные ценности христианства и бороться против политической зависимости от Хазарского каганата. Сегодняшние православные христиане Крыма, как и вся православная Церковь, чтут христианского подвижника Иоанна Готфского. На берегу Чёрного моря у подножия горы Аю-Даг в посёлке Партенит придел храма Благовещения освящён в честь Иоанна Готфского.
В 1475 году южный берег Крыма был завоёван турками. Это событие усложнило жизнь христианам, но не прервало христианскую традицию, храня её до конца XVIII века. В 1783 году князь Потёмкин присоединил Крым к России, получив за это титул Таврический. И сегодня мы вместе со всем православным миром почитаем крымских святых Косму, Дамиана и Иоанна Готфского.
И, наверное, не случайно присоединение Крыма к России произошло в день, когда Церковь празднует обретение мощей святителя Луки (Войно-Ясенецкого), одинаково хорошо известного православным христианам Симферополя и Тамбова. Традиции древних святых продолжаются нашими современными подвижниками.

Автор:Эдуард Балашов