Лента новостей
Статья14 сентября 2017, 10:26

Классный руководитель

Эдуард Кушелевский ­ личность известная: педагог, поэт, писатель, художник… Трудно сказать, какая профессиональная и творческая стезя в его судьбе главная. Но то, что на каждой из них он состоялся как мастер своего дела, блистая многочисленными гранями своих талантов, не будет преувеличением. Он ­ автор нескольких книг, десятков прекрасных стихотворений и замечательный собеседник. После выхода на пенсию Кушелевский посвятил себя живописи. Более 200 его картин неоднократно выставлялись на персональных выставках в Музее­-усадьбе А.М. Герасимова. В один из летних дней мы вместе с мичуринским писателем и журналистом Михаилом Белых побывали у него в гостях в его загородном доме в селе Мановицы.

Эдуард Кушелевский.
Эдуард Кушелевский.

Вчера и сегодня

- Эдуард Станиславович, как вам живётся за городом?
- Замечательно. В Мичуринске у нас квартира, но тут, в деревне, гораздо спокойнее и комфортнее. После выхода на пенсию мы с супругой перебрались сюда. С Мановицами меня связывают и детские воспоминания, мы здесь жили два года во время войны. Но без дела не сижу: пишу картины, книги, занимаюсь садом.

- Вы следите за новостями из школьной жизни?
- Не особенно. Но я в курсе главных событий: что-то читаю в газетах, что-то узнаю из телевизионных сюжетов, общаюсь со школьниками, с внуками моих друзей, соседей.

- А почему не особенно?
- Мне обидно видеть, как происходит развал той эффективной системы образования, которая была в годы СССР. И что бы ни говорили о нынешнем новаторстве и реформаторстве в педагогике, никаких явных достижений в этой сфере я не вижу. Новая терминология, красивые слова, за которыми ничего существенного не стоит. А пресловутый ЕГЭ - вообще удар не только по методу оценки знаний выпускников, но и по системе подготовки к таким экзаменам. Говорить о глубоких познаниях подавляющего большинства школьников теперь не приходится…

- Ваш педагогический стаж - почти полвека…
- Потому и говорю об этом с болью. Мне есть что с чем сравнивать: после окончания Мичуринского педагогического института (в 1956 году - прим. ред.) работал учителем, заместителем директора школы, директором, старшим методистом информационно-методического центра…

- Я читал, что в школе-интернате, где вы работали, вы же создали музей искусств - первый такой в РСФСР…
- Мне было тогда 28 лет. Подобный проект, как теперь бы сказали, был очень необычный. Он настолько выделялся, что наш опыт изучали в Министерстве просвещения республики. Помимо организационно-воспитательной работы, музей нёс и большой культурологический пласт. Например, экскурсоводами в нём были наши ученики. Вместе с ними мы готовили документальные материалы, собирали экспонаты. В нём были выставлены 62 работы наших местных художников. В том числе полотна Архипова, Солопова. А эти имена не рядовые и в масштабе страны. Многим нашим воспитанникам тот школьный музей помог сделать первые самостоятельные шаги на пути к пониманию прекрасного. К сожалению, после моего ухода всё это исчезло…

- В вашем творческом списке есть и экспериментальная программа патриотического воспитания…
- Это не моя идея, она принадлежит Евгению Алексеевичу Матушкину, нынешнему председателю областной Думы, а тогда, в 90-е годы, заведующему гороно Мичуринска и председателю городского Совета депутатов Илье Аркадьевичу Платицыну - в то время его заместителю.

- Матушкин ведь ваш ученик?
- Да. Учился у меня и моей супруги, активно занимался в литературном кружке и внеклассной работой. Мы вместе с ним и ещё тремя ребятами сделали великолепный, на мой взгляд, макет козловской крепости. Он в итоге оказался более точным, чем существующий в то время макет в местном краеведческом музее…
Но возвращаюсь к той программе: в 1992 году я вышел на пенсию, переехал в Мановицы и занялся живописью, успел даже провести персональную выставку в галерее Музея-усадьбы А.М. Герасимова. И в один из дней ко мне приехали Матушкин и Платицын, предложили возглавить работу по патриотическому воспитанию в городе. Надо сказать, что в дальнейшем всё задуманное состоялось благодаря их поддержке. Я согласился, разработал программу и три года трудился старшим методистом информационно-методического центра. В момент, когда в стране происходили радикальные перемены, необходимость создания такого учреждения была более чем актуальной. Наша программа охватывала все школьные и дошкольные образовательные учреждения города.


- Вы ещё и автор сценариев, и режиссёр-постановщик трёх спектаклей на сцене Мичуринского драмтеатра…
- Они входили в программу центра и назывались «Русь великая», «Великая Отечественная» и «Край Тамбовский». Участники сами готовили реквизит, костюмы, элементы декораций для них. Всё это длилось три года. Сколько за это время талантов и способностей у наших ребят мы смогли открыть! Потом я ушёл. Тут не было никаких тайных причин, просто устал...

О секретах
профессии

- Вы способны определить талант в ребёнке?
- Сложный вопрос. Думаю, что, скорее, его можно угадать, хотя бы потому, что у одарённых детей другой взгляд. Хотя тут ошибок не избежать. В моей практике были обычные, на первый взгляд, ребята, а они в дальнейшем добились заметных успехов на выбранном поприще…

- Поддерживаете ли вы отношения со своими бывшими учениками?
- Скорее, они поддерживают отношения со мной. Я же живу за городом, интернетом и мобильным телефоном не пользуюсь. А они иногда приезжают ко мне в гости. Должен сказать, нас связывают не только воспоминания, но и многие современные события.

- Был ли в вашей жизни кто-то, кого вы считаете своим главным учителем?
- К счастью для меня, таких было несколько. Прежде всего - моя мама. В какой-то степени отец. Увы, общение с ним было недолгим, он не вернулся с войны. Таковыми были мои институтские преподаватели: Анатолий Рафаэлович Монастырский, Николай Ксенофонтович Горбунов, Пётр Степанович Александров. Люди порядочные, необычайно образованные и интеллигентные.

- У Набокова есть некая формула: «Интеллигент - это тот, кто сочувствует любому, кто ниже». Вы согласны с таким определением?
- Определений здесь множество, но это, пожалуй, точное. Единственное, я бы здесь поправил Набокова - всё-таки не сочувствие, а уважение. Умение в любом своём собеседнике, сослуживце, соседе видеть прежде всего человека и уважительно относиться к нему - это то, что составляет основу интеллигентности. Образование и должности тут роли не играют. Сегодня ситуация чаще всего прямо противоположная…

О литературе
и языке

- Во сколько лет вы начали читать?
- В пять. Сам научился по детским кубикам с буквами, мама их подарила. Она же и потом помогла в этом плане: работала библиотекарем и «подсовывала» мне книги. У меня был свой список прочитанных авторов и к шестому классу в нём было около 600 писателей.

- Что скажете о сегодняшнем русском языке?
- Вы имеете в виду тот, который мы слышим по радио и на телеэкране?

- Да…
- То, что происходит сегодня, - это недопустимо! Я об этом говорю с болью, и не только потому, что преподавание русского языка и литературы – моя профессия. Когда-то дикторы были эталоном языка. А теперь некоторые из них даже числительные склонять не умеют! Или ненормативная лексика в книгах и фильмах…

- Мат в художественной литературе - это табу?
- Да. Конечно, всегда есть исключения. Например, поэзия Губермана, там это «оправдано» стилистикой языка автора. Хотя, далеко не всегда, порой он просто подыгрывает читателю. Но таковых немного. Вот тиражировать это нельзя, как и выносить на широкую публику. Тем более, если речь идёт о детях - детская психика не готова к таким вольностям.

О школе

- Как вы относитесь к идее включения «Основ православной культуры» в школьную программу?
- Это возможно, если только эти основы будут преподаваться в историческом ключе. А, например, Закон Божий - факультативно. Я не верующий, хотя и к атеистам себя не отношу. Полагаю, если религия хотя бы часть людей убережет от морального и духовного падения - это уже хорошо. Но никакого принуждения быть не должно.

- Какая черта вам нравилась и нравится больше других в ваших коллегах?
- Хороший вопрос. Я тоже задавал подобный старшеклассникам в форме анонимного анкетирования. Правда, речь там шла о профессиональных и личностных качествах педагога. Попросил их поставить в приоритетном порядке четыре предложенных. В подавляющем большинстве в ответах на первом месте были - «знание материала учителем», на втором - «строгость и требовательность», на третьем - «справедливость». И только на четвёртом - «доброта». Я с ними согласен.

- Эдуард Станиславович, как мотивировать детей к учёбе, уж вы-то, наверное, знаете точно…
- Единого правильного рецепта не существует. Тут все составляющие главные - и семья, и учителя, и жизненные обстоятельства, и даже окружение во дворе. Задача учителя в этом процессе - сделать интересным свой урок. Это, пожалуй, и будет основной мотивацией, которую можно просчитать заранее. Уметь увлечь и уметь «держать» аудиторию, быть в какой-то степени артистом - прекрасное и необходимое дополнение к профессиональным знаниям и навыкам педагога.


- Кем бы вы могли себя представить ещё, если бы не стали педагогом?
- Я вообще удивляюсь, что стал педагогом. Всю жизнь собирался стать художником, рисовать начал лет с пяти. Поступил в нашу художественную школу, но вскоре ушёл оттуда. Там мне показалось скучновато. Но уйдя оттуда, не бросил самостоятельные занятия живописью. И позже даже участвовал в областных художественных выставках. Планировал поступать в художественный институт, но мама была против, не хотела, чтобы уезжал из дома. Я согласился и поступил в педагогический. И работал потом учителем с большим удовольствием. Однако мечта рисовать не оставляла меня никогда. Сейчас на пенсии навёрстываю то, что было моим главным увлечением, но не стало профессией. Так что ответ очевиден…

Эдуард Кушелевский.
Молодожёны Кушелевские.
Эдуард Кушелевский.
Автор:Вадим Гранитов