Лента новостей
Статья14 ноября 2014, 23:00

Клад на голову

Олеся Рудкина  показывает старинный документ
Олеся Рудкина показывает старинный документ

В области продолжают активно обсуждать уникальное событие. В середине октября в Тамбове при прокладке коммуникаций к фонтану недавно открывшегося историко-культурного музейного комплекса «Усадьба Асеевых» рабочие нашли настоящий клад! Взору изумлённых коммунальщиков предстали спрятанные в недрах земли сокровища: монеты конца девятнадцатого века, фамильное серебро и памятная медаль с изображением императора Александра III. Непосвящённому человеку может показаться, что клады таятся лишь на тропических островах, и по секретным картам их находят герои приключенческих романов - отважные авантюристы да кровожадные пираты. Поэтому вырытый ковшом экскаватора в областном центре сюрприз - явление единичное и из ряда вон выходящее. Оказывается, это не совсем так. Посчастливиться, совершенно случайно и неожиданно, может каждому. Клады находят и мичуринцы, причём сваливаются они нашим землякам в буквальном смысле прямо на голову.
СУДЬБЫ ИЗ ПЕЧКИ

Недавно в редакцию газеты «Мичуринска правда» пришла молодая женщина Олеся Рудкина. Заглянула к корреспондентам она не с пустыми руками. Выложила на стол груду истлевших по краям от времени денежных купюр с символикой царской России. Самая крупная банкнота достоинством в пять тысяч рублей. «Мы купили старый дом на улице Марата, 87. Выбросили из него весь хлам и приступили к реконструкции комнат. Прежде всего начали ломать печки. Когда принялись разбирать вторую, сверху упал свёрток. В расползающейся от времени по ниткам синей ткани была спрятана толстая стопка старинных денег. И ещё много всяких документов», - рассказала Олеся.
Среди бумаг - паспорт на имя человека с немецкими корнями Фридриха Георгиевича Гартвиха, разнообразные удостоверения, свидетельства, справки. По документам можно составить представление о трудовой деятельности ещё одного, по всей видимости, жившего когда-то на улице Марата человека – некой Зинаиды Ивановны Гартвих. Судя по всему, женщина сменила не одну работу. Например, как следует из характеристики, «проявила себя способной и деятельной работницей», будучи билетным кассиром на Астраханской городской станции общества Рязанско-Уральской железной дороги. Оставила эту должность в 1916 году в связи с замужеством. Поработала Зинаида Ивановна бухгалтером в саратовском свиноводтресте, кассиром Козловского пригородного райпо, учителем в школе, заведующей детскими яслями. Вела она в духе своего времени и активную общественную деятельность. Выступала на учительских конференциях с докладами о ремёслах в России, а в 1923 году ораторствовала на тему «Классовая борьба и крах капитализма».
Вглядываешься в пожелтевшие листочки, вчитываешься в выцветшие чернильные слова и создаётся ощущение, что погружаешься в историю, начинаешь сопереживать тяготам, бытовым неурядицам простого стоящего на заре строительства советской власти человека. Вот петиция директору совхоза с просьбой выделить четыре центнера соломы для отопления. Автор другого воззвания сетует на «несправедливость в высшей степени!». На обращение нарезать стёкла хотя бы для застекления окна комнаты больного, ему отказали, между тем, по утверждению пишущего, у него есть все аргументы утверждать, что другому просителю выделили стекло для всего дома.
Олеся Рудкина частенько рассматривает свои диковинные находки, особенно молодой маме нравится письмо, написанное ещё до революции неизвестной дамой к одной влиятельной особе. «Да, раньше обращались друг к другу красиво: «Милостивая государыня!», не то что сейчас… А какой почерк, какие изысканные завиточки выходили из-под соприкоснувшегося с чернилами пера», - мечтательно вздыхает гостья редакции. Она охотно демонстрирует свой клад друзьям, знакомым. «Эх, сколько денег, спрятанных на чёрный день, так и не было потрачено владельцами. Вот были бы они не бумажными, а из благородного металла…», - резонно замечают некоторые.

МОНЕТЫ НА ПАЛЬТО

Ещё больше в этом отношении повезло педагогу, организатору городских праздников Ларисе Рабеховой. Случилось это в непростые девяностые. Лариса Геннадьевна вынуждена была покинуть с семьёй дом и уехать из охваченного беспорядками Душанбе в более мирную Россию. Выбор пал на Мичуринск. Жили скромно, отказывая себе во многих простых человеческих радостях. Дом семейство смогло купить себе старенький, недалеко от реки на улице Набережной. В середине облюбованного жилища возвышалась русская печка, разделяющая пространство на пять маленьких комнаток. Такая планировка не устраивала новых хозяев. Домочадцы решили распрощаться с Емелиной радостью. Хранительница очага с утра пораньше поспешила на работу, а муж со старшим сыном принялись за дело. «Смотрите, будьте осторожнее. Как бы вам клад на голову не свалился», - пошутила перед уходом женщина. А когда вечером вернулась, удивилась, что дверь закрыта. Прежде, если кто-либо находился дома, её не запирали. Постучалась. На пороге появился чёрный, подобно африканцу, муж. На фоне густо покрытого сажей лица выделялись блестевшие, как огоньки, глаза: «Лариса, мы клад нашли!» - торжественным шёпотом сообщил супруг. Из печки выпала тканевая колбаска, в которой плотно прижатые друг к другу лежали серебряные монеты дореволюционной и советской поры.
Мужа Сергея отмыли в квартире друзей. А старинные деньги отчасти оставили себе, отчасти продали. На семейном совете было принято единогласное решение на вырученную сумму жене и маме купить пальто. Вскоре Лариса Геннадьевна модничала в элегантном зелёном пальто.
В нашем старинном купеческом Козлове-Мичуринске домов, хранящих в себе тайну, предостаточно. Кто знает, может быть, уважаемые читатели, и в вашем жилище, где-нибудь в старой печи, на чердаке, в фундаменте либо ещё в каком неожиданном месте спрятаны до поры до времени неизвестные сокровища. Каждый из нас может попробовать себя в роли кладоискателя. Но даже и у тех, кто не планирует начинать увлекательную поисковую операцию, есть шанс, что улыбнётся удача и абсолютно неожиданно сюрприз преподнесёт его Величество Случай!

Автор:Подготовили Юлия Голышкина