Лента новостей
Статья25 апреля 2016, 13:04

Казачья станица Атамань

Краснодарский край… Его красоты и колорит неизменно ассоциируются с черноморскими пляжами, горячим солнцем, южным виноградным вином и кубанским гостеприимством. И, конечно же, много-много такого желанного моря!

И как запоём. Фото из архива Татьяны Грибановской.
И как запоём. Фото из архива Татьяны Грибановской.

Так поедем спозараночку!

Путешествие даже на собственном авто с учётом летней загруженности автотрасс занимает у нас почти сутки. Когда первый приступ морской эйфории отступает, взор начинают привлекать предлагаемые повсюду туристические маршруты курорта: водопады, дольмены, ущелья, термальные и грязевые источники, олимпийские объекты и так далее. Не только морем жив российский турист.
Друг семьи Виталий - коренной анапчанин, ежегодно в отпуск гостеприимно распахивает нам двери своего дома. И прекрасно ориентируется в окрестностях. Поэтому его предложение поехать в выходные в казачью станицу Атамань мы встретили с великим воодушевлением!

Всё кубанское, всё отличное,
Всё родное моё, станичное.
Так поедем с тобой спозараночку
В Атамань, в Атамань, в Атаманочку!

К. Обойщиков.

Этнические деревни давно завоевали популярность у туристов во всём мире. Подобные поселения как нельзя лучше знакомят с многовековой историей, культурой и бытом коренного народа. Не скажу, что мы прекрасно разбираемся в жизненном укладе казаков и знаем все их традиции и обычаи, но представление об этом есть. К тому же ещё свеж в памяти фестиваль «Легенды Тамани», и давно хотелось воочию увидеть казачью станицу, прогуляться по её улочкам, заглянуть в хаты.
C утра пораньше выезжаем из Анапы и около сотни километров едем по трассам Кубани. Поля, поля, поля… Иногда плодовый сад и теплицы, знаменитые кубанские фруктово-овощные ярмарки-развалы и снова поля. Таманский полуостров встречает нас теплом и солнцем. Однако, забегая вперёд, скажу, что стоит захватить с собой лёгкую кофту или ветровку. Открытая равнина омывается двумя морями - Чёрным и Азовским, поэтому на полуострове достаточно ветрено.

Все флаги в гости

Атамань появилась на карте Кубани на берегу Таманского залива, на окраине станицы Тамань, относительно недавно, в 2009 году. Инициатором её создания выступил на тот момент губернатор Краснодарского края А.Н. Ткачёв. Рядом с этнокомплексом большая автостоянка. Виталий оставляет машину. Поднимаемся на курган. С одной стороны - степь бескрайняя, с трёх других - сливающееся с небом синее море, а под ногами - настоящая казачья станица в натуральную величину на двадцать гектаров! Дух захватывает! Именно здесь в конце XVIII века высадились первые запорожские казаки-переселенцы, получив от Екатерины Великой жалованную грамоту на вечное владение кубанскими землями. Отсюда, с таманского берега, и началось освоение ими кубанских земель. Можно заказать экскурсию, но мы оплачиваем вход в комплекс-этномузей и решаем двигаться своим ходом, не ограничиваясь во времени. Понятно, что даже для беглого знакомства со станицей требуется несколько часов.
Сразу при входе стоит карта-схема с обозначением всех подворий и прочих мест для посещения. Мы переносимся на столетие в прошлое: рыночная площадь, бидарки, сторожевые вышки, старинные улочки с выбеленными хатами и плетнями, погребами, амбарами и колодцами. Колодцы и подвалы обозначены лишь надземной частью, так как весь комплекс построен на земле, имеющей важное археологическое значение. Атамань - это реконструированная станица, каждая постройка здесь - точная копия старинных построек. В строительстве участвовали все районы Краснодарского края, каждый из объектов был создан, обустроен и обслуживается каким-либо из муниципальных образований. Поэтому у входа в станицу - яркое многоцветье развевающихся флагов всех муниципальных образований Кубани, как символ единения с казачеством.

В лекарне и грамотейне

Входишь в хату, и сразу понимаешь, чем занимался её хозяин: есть хата гончара, рыбака, писаря, ткача, винодела, кузнеца, шорника, пожарного, оружейника и многие другие, связанные с различными промыслами и ремёслами казаков, а есть просто хата зажиточного казака, хата невесты. Много всяких подворий в Атамани, и каждое из них выделяется по-своему. Во дворе рыбака - лодка и снасти, у гончара - гончарный круг и так далее. Почти в каждом дворе имеется место для посиделок.
Здесь нет музейного запаха. Здесь всё так, словно хозяева только что вышли куда-то, а в это время мы зашли на их двор или в хату. У входа в подворья вывеска с названием того района края, который воздвигал конкретное подворье. На хатах таблички, рассказывающие, кто здесь живёт. Курень пасечника называется «Медяна просека», в праздники гостей здесь угощают мёдом, медовухой, медогонкой. В атаманьской «Лекарне» - настоящий музей кубанской медицины со старинной литературой и медицинскими инструментами прошлых лет. В хате гармониста - целая коллекция гармоней, а в хате писаря - собрание старинных чернильниц. В "Грамотейне" можно посидеть за старой партой и попробовать что-то написать гусиным пером, как это делали казачата. И писарь есть, Остап Курыця-Лап. На хате сапожника надпись «Тут живэ Прошка Бызсапожка», у атамана - «Тут живэ Ефим-Указ Всим», вот жильё ткача Пытро Голоштаныка, а вот - пожарника Антона Нытрывожсона. На подворье «Безгреховье» жилище станичного священника и церковно-приходская школа. А вот постоялый двор «Валысьсног» и станичный парк «Казачий разгуляй». Особняком стоит площадка для проведения конных состязаний, кинотеатр, и много еще чего. Имеется и казачья ярмарка.
В названиях слышится украинский язык, но нет, это местный. «Да шо удивляться, мы ж соседи…» - мне нравится Виталькин южный говор. У хаты мельника устраиваем очередной привал, я рассматриваю станичную мельницу. В нашем городе тоже видела такую. Где-то затягивает очередную песню казачий хор. В курортный сезон в Атамани ежедневная фольклорная программа. На ум приходит «Свадьба в Малиновке». «Это не ты за купающимися девками подглядывал? А они за то вываляли тебя голым в крапиве? - спрашиваю Виталия строго. «За мельницей?» - «Да». - «Где две вербы и обрыв?» - «Да». - «Хм, нет, не я». Люблю людей с чувством юмора и лёгких на подъём.

То колесо доедет до Анапы!

Домашняя утварь и предметы быта в станице тоже не музейные, а вполне себе житейские, их собирали по всему краю: старые утюги, прялки, гончарные станки, керосиновые лампы, котелки, горшки, печные рычаги и ухваты, домашние мельницы, посуда, кружева, вышивка, фотографии, образа, сундуки, люльки. Эти вещи хранились в семьях, такие же ещё имеются в сельской местности. Во дворах настоящие инструменты и телеги. Здесь все можно посмотреть и потрогать руками, натаскать воды коромыслом или поваляться на сеновале. Присаживаюсь на деревянные качели. Километра два уже точно позади! Доча Ирина усаживается на скамеечку к «Пану атаману Грициану Таврическому», как мысленно окрестила я колоритный экспонат, приветливо расположившийся у входа в «Пивоварню», а через минуту выходит из хаты с ухватом! Мне уже хочется назвать её Яринкой. В нашей компании двое дошколят. Оба карабкаются на телегу. Муж пробует телегу на прочность. Нам определённо здесь нравится! "Вишь ты, - говорю Виталию, - вон какое колесо! что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в твою Анапу или не доедет?" - "Доедет", - отвечает он. - "А в Мичуринск-то, я думаю, не доедет?" - вторит муж. - "В Мичуринск не доедет", - соглашаемся дружно.
В окнах - расшитые вручную занавески, в настоящих огородах поспевают овощи и виноград. Все постройки максимально точно воссоздают технологию строительства и внешний вид. А строили просто: каркас из жердей, реже - из брёвен. Каркас и плетень заплетались хворостом. Затем стены вместе с потолками обмазывались глиной, замешанной с рубленой соломой. Крышу крыли камышом или соломой и тоже заливали жидкой глиной. Из досок лишь двери и оконные рамы. Деревянные полы были только в зажиточных семьях, в остальных обходились земляными. Изнутри и снаружи хату белили мелом или известью. В хате - печь, летом её не топили, в каждом дворе была летняя кухня с плитой.

Символ власти - булава и насека

Хата-мазанка... Воспринимаю это, как что-то потерянное. Похожие домики хорошо помню из детства, аналогичные строили в средней полосе, во всяком случае, у нас на Тамбовщине. И такие же хаты когда-то впечатлили меня, школьницу, приехавшую по пионерской путёвке в ещё советскую Украину. Немножко грустно… «Гой ты, Русь моя родная, хаты - в ризах образа…» - вспоминаю вдруг великого поэта деревни, почти земляка, здесь, за тысячу верст от малой родины. Инфраструктура Атамани показывает не только уклад жизни кубанского казачества ХIX-XX веков, но и жизнь всех казачьих станиц юга СССР в послевоенный период восстановления разрушенного хозяйства.
А вот и головная хата или «Правленiе», состоящая из ожидальни, кабинета атамана и тюремной комнаты. В кабинете выставлены символы власти главы станичного правления - булава и насека. Здесь же, на почётном месте, портрет Екатерины Великой, копия той самой жалованной грамоты и другие казачьи реликвии. Возле «Правленiя» - майдан, это главная площадь Атамани. Тут решаются важные вопросы и проходят все значимые события станицы. В наши дни на майдане проходят торжества по случаю дня высадки казаков на таманские земли. На вершине холма - часовня. Место её расположения выбирали на самой высокой точке станицы, чтобы она была видна и с моря, и из каждого уголка Атамани. Казаки особенно чтят икону «Покрова Пресвятой Богородицы». В честь неё освящён первый храм, построенный ими на Кубани, в честь неё называли улицы в станицах.

Проникнуться духом предков

Движемся дальше. Приятным сюрпризом для наших двоих дошколят стала полянка аттракционов «Дiтячый лужок» и «Сказочнэ полечко». Кстати, в Атамани есть даже Хата Бабы Яги - домик на курьих ножках со всеми атрибутами. Говорят, очень популярное подворье! Всего же за время пути мы насчитали более сорока тематически стилизованных под быт казачества хат.
Атамань - станица живая, тут проникаешься казачьим духом сполна. Можно попробовать себя в ремесле: сделать куклу из соломы, слепить свистульку, изготовить горшок или кувшин. Можно попробовать выковать подкову, сплести нагайку и даже покататься верхом на коне под присмотром настоящего атамана. А если проголодались - пожалуйста, в харчевни, блинные, чайные, трактиры и вареничные со знаменитым кубанским борщом, варениками, салом и прочей кухней. Тут разрешается и масло взбить, и в целом в приготовлении кубанских блюд поучаствовать. Случаются в Атамани интересные обряды кубанских казаков: сватовство, свадьба, посвящение мальчика в казаки, проводы казака на военную службу и разные другие. Если попасть в станицу во время их проведения, то тоже можно поучаствовать, дабы почувствовать колорит кубанского казачества.

Сердце Кубани

...Порядком уставшие, бредём к огороженному обрыву в сторону моря - отсюда, сверху, открываются особенно красивые, захватывающие виды. «Не видать конца и края, только синь сосёт глаза…» - не унимается в моей душе Есенин. Виталий показывает в сторону моря - вон там будет Керченский мост, между Керченским и Таманским полуостровами через остров Тузла и Тузлинскую косу. Вот тебе и на! А мы-то до сей поры слышали о нём только в СМИ.
Время к вечеру. Мы возвращаемся в Анапу по вечерним трассам Кубани. Позади остаётся казачья станица Атамань - один из самых больших этнографических музеев в России под открытым небом со своими укладом, настроением, ожившими легендами. Проезжаем Тамань. «Тамань - самый скверный городишко из всех приморских городов России». Окажись М.Ю. Лермонтов здесь в наши дни, может быть, из-под его пера вышли бы другие строки? Как знать… Но мне-то точно снова захочется вернуться на таманскую землю, почувствовать дух предков и понимание, какая мощная опора была у них в жизни: любовь к своей родине, глубокая вера в Бога и своё предназначение, преданность семье, уважение и любовь к родителям, ответственность за детей, безупречное следование законам и сохранение традиций, верностью долгу. И если соседнюю Абхазию традиционно именуют страной души, то нашу казачью Атамань смело можно считать самым сердцем Кубани.

Автор:Татьяна Грибановская