Лента новостей
Статья24 марта 2017, 10:58

Как прекрасен этот путь

Продолжается творческий конкурс редакции «Мичуринская правда» «Пиши и путешествуй». Сегодня мы предлагаем вашему вниманию увлекательный рассказ о зимнем походе по родному краю. Авторы публикации путешественники со стажем экс-генеральный директор Владимир Анатольевич ДМИТРИЕВ и действующий генеральный директор АО «Мичуринский завод «Прогресс» Владимир Фёдорович ГОРЛОВ.

Владимир Горлов, Александр Трунов, Анатолий Бугаев,  Алексей Соловых, Юрий Аверьянов, Владимир Дмитриев
Владимир Горлов, Александр Трунов, Анатолий Бугаев, Алексей Соловых, Юрий Аверьянов, Владимир Дмитриев

Семь человек, вкусив домашних новогодних разносолов, навалив на плечи рюкзаки, уже много лет уходят из тёплых уютных домов почти сразу же после наступления Нового года.

Не нужен нам
берег турецкий

Редкие утренние прохожие второго января с удивлением отмечают оживление в восемь часов утра у центральной проходной завода «Прогресс». В согласных действиях по размещению рюкзаков и навьюченных санок в машины, креплению лыж и палок к багажнику чувствуется многолетняя слаженность. А точнее, заметна команда, которая на время похода станет единым целым. И при этом с первых минут путешествия у каждого определяются свои функции. Именно понимание и сочетание индивидуальных способностей каждого с коллективными задачами определяет, насколько команда готова к решению задач, возникающих в дороге.
Конечно, нам нередко задают вопрос, а зачем это нужно? Поехали бы в тёплые края, залезли бы на пирамиду, посмотрели джунгли и насладились разнообразием продуктов на шведском столе. Впрочем, нам тоже непонятно, как может духовно зрелый человек не замечать красот своей земли и при этом восторгаться красотами чужых государств. Как можно прожить жизнь и не знать родной край, его историю, как и какие люди живут в соседнем районе. Как можно упускать возможность почувствовать себя сильным и способным выжить в любых ситуациях.

По местам
исторической
славы

Каждая экспедиция имеет определённые смысловые цели и задачи. К примеру, в честь 50-летия завода состоялся первый лыжный переход от Мичуринска до Арзамаса (примерно 400 км). В плане укрепления производственного сотрудничества с заводом «Электроприбор» через год был проведён переход до Воронежа. В процессе подготовки к летнему переходу на струге до города Азов зимой организовали поход до Липецка - для определения переправ и мостов на реке Воронеж. Однажды нашей целью стала самая высокая географическая точка Тамбовской области. Несколько путешествий были связаны с рекой Иловай, от самого её начала до впадения в реку Воронеж в районе села Казинка. Все они проходили по лесным массивам северо-западной части Тамбовской области.
Очень полезной и интересной оказалась экспедиция по Татарскому валу. Маршрут был проложен по остаткам вала на территории Мичуринского, Никифоровского и Тамбовского районов, который с середины ХVII века являлся элементом Белгородской засечной черты. Тогда поход, начавшийся у проходной завода, завершился у села Козловка, что в трёх километрах от Тамбова. А последняя ночёвка была устроена в лесу, недалеко от села Лысые горы.
В продолжение изучения исторических событий нашего края маршрут на этот год был предложен по «Шацкой дорожке», роль которой в истории - «беречь земли русские». На карте обороны русского государства от татарских набегов времён Ивана Грозного этот район обозначен как «сторожа на реке Челновой».


Сурава

Итак, второе января, утро. Все собрались. Вещи уложены и закреплены. Можно отправляться к первой точке нашего лыжного перехода. Час с небольшим - и мы фотографируемся у дорожного указателя «Лысые горы».
Такую погоду - без сильного ветра - в народе называют мягкой. Снега в этом году много, поэтому идём на Сураву вдоль леса, но по просёлочной дороге. Дорога очищена и накатана. Скорость от этого высокая. Несколько мешает отдача лыж на ледяных участках дороги. Но зато на склонах катишься легко и споро.
Вот и первые проблемы. Сломана лыжная палка. Вынужденная остановка, перекус. Первые сомнения по месту первой ночёвки. Но карта всё ставит на свои места. Идём до села.
Сурава. Обычное русское село. С запахом домашней скотины и печного дыма. Хотя по селу проведён газ. Видно, что многие держат крупный скот. Об этом говорят расположенные на подворьях большие скирды сена. Правда, большей частью встречные жители несколько меняют понятие об обычном русском селе. Лица у многих смуглые, наш язык не всем понятен. Курды? Похоже.
Село это основали переселенцы-однодворцы из села Лысые горы в 1780 году на левом берегу реки Сурава. От неё и название села. Из всех видимых достопримечательностей - только сохранившееся в хорошем состоянии кирпичное двухэтажное здание школы.
Народ живёт, как, впрочем, и везде в России, по-разному. На фоне ухоженных домов стоят и убогие хижины. И, наоборот, на фоне заброшенных огородов и палисадников имеются виноградники и теплицы. А у одного дома висит табличка, предлагающая мясо кроликов.
Село длинное и практически в одну улицу. С выходом на дорогу к лесу и следующему селу промахнулись. Но местные ребята подсказали дорогу. Пришлось вернуться, перейти реку по мосту и выйти практически в голую степь. Дороги, по существу, нет, в борьбе с налипанием на лыжи снега и пробуксовками медленно продвигаемся вперёд.


Ночь
с прибаутками

Время требовало определиться с местом остановки на ночь. Решили пробиваться по короткой траектории к лесу, там и будем ночевать. С большими потугами, преодолевая крутые спуски и овраг с незамёрзшей водой, добрались до леса. Невзирая на мороз и мокрую одежду, каждый знает, что он должен делать.
Палатка установлена, печь смонтирована, дрова для розжига готовы. Тепло медленно начинает спускаться из-под крыши палатки к полу, отогревая замёрзшие руки. Рыбный суп варился из расчёта по три тарелки на нос (на рот). К слову, готовить на печке удобно по всем показателям. А главный - не надо котелки мыть от сажи.
Вечер наваливается усталостью, сил с ней бороться уже не осталось, но время от времени палатку сотрясает дружный мужской смех. А.И. Бугаев - «вечный» первый дежурный - пытается скрасить время дежурства рассказами на «интересные» темы. Ему под стать и С.Ф. Горлов, у которого на каждую жизненную ситуацию готова байка или прибаутка. И тем не менее усталость берёт своё.
Под утро произошло приключение с печной трубой. Тяга пропала, и дым стал наполнять палатку. Пришлось в экстренном порядке разбирать все колена трубы и чистить их. Удивительно, но труба практически полностью была забита сажей.
Утро третьего января. После вчерашнего перехода и жёсткой ночевки мышцы и суставы объявляют хозяевам забастовку. Но как бы ни было тяжело, а вставать и собираться надо. Завтрак - каша, чай, заправка термосов. Фото на фоне примятого лапника - и в дорогу.

Как пройти
в Вихляйку

Выходим на вчерашнюю лыжню, доходим до дороги на село Чекмари и… И стоим - ждём Бугаева. То ли лыжи у Толи не шли, то ли ноги у Толи не гнулись, но почти час на ветру мы простояли.
Маршрут окончательно теперь сформирован - финиш в Сосновке. Нам предстоит пройти сёла Чекмари, Троицкая Вихляйка, Атманов угол. Все они расположены на опушке соснового массива, растянувшегося на многие километры.
Идти относительно легко. Дорога пролегла практически по краю леса. Ненадолго озадачило появление пересекающего дорогу нефтепровода. Показалось, что дорога ведёт только к нему. Но нет, она, изогнувшись замысловатой дугой, повела нас дальше. На подходе к Чекмарям делаем пятиминутный привал, съедаем по мандарину, а кто-то и чаю умудрился хлебнуть.
Через три-два километра от точки отдыха показались признаки цивилизации: брошенные коровники, водонапорные башни и ретрансляционные вышки. Войдя в село, делаем перекус у первого дома. Всё было бы хорошо, если бы не мокрая одежда.
Убрав съестное и наполнив свободные бутылки водой на ночь, мы двинулись по сельской улице. Почему село имеет такое название - Чекмари, не знает никто, даже интернет. Хотя село очень большое. Дома радикально разные по ухоженности, из встречных автомобилей доминировали старенькие «Волги». А на перекрёстке в конце улицы рядом с памятником погибшим воинам нас встретил относительно современный торговый павильон «Агрофирма Жупиков». Чуть поодаль - то ли клуб, то ли промтоварный магазин. А за ним - новые (относительно) дома. Как нам пояснил управлявший лошадью, запряжённой в сани, местный житель, это и есть Новая слобода.
Он же рассказал, как пройти на Троицкую Вихляйку.
Интересные выводы можно делать после опроса местных жителей о том, как пройти куда-то. Создаётся впечатление, что, живя в природе, они настолько в ней растворились, что для них существуют свои мерки как времени, так и расстояний. Их ссылки на короткие расстояния, типа «вон здесь, за углом», сильно не совпадают с реалиями.
Одним словом, благодаря советам мы заблудились прямо в селе. И как же были расстроены, когда узнали, что в очередной раз идём не туда, не на Вихляйку, а на Дегтярку. А она на другом берегу Челнавы. А причиной к унынию стала испортившаяся погода. В считанные минуты всё вокруг потемнело. Снег пошёл такой плотности, что в пяти шагах видимость пропадала. Почему-то всем сразу пришла в голову мысль о необходимости устройства на ночь. Но, слава Богу, места не нашлось, и нас всё-таки направили на «путь истинный». Да и снежная завируха просквозила дальше, в сторону леса, покрыв его сверху пугающей чернотой.
И вот мы уже на дороге, и найдено неоднократно помянутое кладбище, и водитель проезжающего мимо нас огромных размеров трактора указал нам рукой направление на Вихляйку, а также вернул приятную надежду на скорый и комфортный ночлег, сказав, что через три-четыре километра лес придвинется к дороге.

Сон в тумане

Долго искать место под стоянку не пришлось. Свернули на просеку. Снег глубокий. Аверьянов завалился на бок и запутался в лыжах. Еще метров 200 - и место найдено. На границе старого и молодого леса. Палатку поставили в крупном сосняке. А дальше - по установленному алгоритму действий. Расчистка места под палатку, заготовка и укладка лапника, установка палатки, печки, дрова к этому моменту готовятся. Ещё пять-десять минут - и из трубы пошёл слабый дымок, затем в ней начинается какое-то клокотание, и дым уже уверенно поднимается клубами в небо. Тепло стало расплываться по мокрой палатке, от чего она моментально наполнилась туманом. Надежды на то, что всё это быстро высохнет, рухнули с началом нового захода снежного заряда. Но коврики уложены на дно палатки, поверх них - всегда припасённый кусок брезента, а на печке уже готовится гороховый суп из пакетиков с порезанной в него копчёной колбасой и ветчиной.
Укладывание на ночь в палатке - процесс недолгий. Гораздо медленнее наступает сон. И тут усталость, как показывает практика, не определяющий фактор. Задор, молодость души и позитивные эмоции, испытанные за день, долго заставляют сотрясать палатку дружным хохотом.

Деревеньки,
купола...

Четвёртое января. Вышли, как обычно, в начале десятого. Лёгкий морозец окутал инеем деревья, а пробивающееся сквозь лёгкую дымку инея солнце только усиливало желание любоваться утренним лесом. От всего этого, а также хорошего скольжения лыж настроение и скорость движения - бодрые.
Выйдя из леса (а последние километры дорога шла через него), сразу же оказываемся на окраине села Троицкая Вихляйка. Всё село расположено по краю лесных оврагов вдоль ручья, который когда-то был рекой Вихляйкой и соединялся с рекой Пишляйкой. Село, ровесник нашего города, образовано в 1635 году на землях Козловского Свято-Троицкого монастыря. Монастырь и река, виляющая вдоль леса, определили название села.
Прохожие женщины показали, в каком направлении нам держаться, чтобы выйти на дорогу, ведущую в Атманов угол. Рассказали о ставшем знаменитостью Тамбовского края предпринимателе Жупикове. На входе в село мы заметили красивые постройки на опушке леса. И дизайн, и расположение говорили о достатке хозяина. Мы уточнили у местных жительниц, уж не Жупиков ли - хозяин этих теремов? Оказалось, что его дом - в другой стороне, и он не маленький, но и не такой вычурный.
Трогаем дальше, в сторону центра села. Фото у восстановленной в 2005 году церкви, беседа со смотрителем, который рассказал, что сейчас в селе проживает не более сотни человек, а летом - до полутора тысяч. Предложил нам пройти к святому источнику (почти пять километров), где, по легенде, около трёх веков назад проживал местный старец Симеон, якобы один из опальных тверских князей, преследуемых Великим князем Московским. Мы отказались - источник облагорожен, но зимой туда дороги нет, да и к тому же необходимо было пройти в этот день ещё довольно много.
Вышли на асфальт, направляемся в Атманов Угол. Практически через километр показываются заснеженные крыши домов, но окружная дорога не заходит в село, и только в самом конце общаемся с местным населением в лице нескольких женщин. Опять «плач»: «Вот правильные люди, Новый год - на лыжах, а мой на пять дней «забурился и пьёт горькую». Пополнив запасы воды, перекусываем и отправляемся дальше.
Дорога продолжает идти по лесу. Иногда выглядывает солнышко, и сосны, обсыпанные снегом, становятся сказочными. Дорога, прямая, как струна, просматривается километров на пять. Делаем несколько остановок, неожиданно выходим на лесхоз и здесь же пересекаем незамёрзшую речку Челновую. Вдалеке высокие холмы, поросшие сосняком, устремляемся туда, но, подойдя ближе, понимаем, что мы уже на окраине Сосновки.

Продолжение
следует

Время ставить палатку. Решаем уйти в лес, тем более там видны высокие сосны. С трудом пробиваемся по глубокому снегу. Пересекаем болота, кто-то при этом заливает в обувь воду с весьма неприятным запахом.
Сосны высокие, редкие, подлеска нет, ветер сильно гуляет. Находим какую-то воронку диаметром метров пятьдесят и на самом дне расчищаем площадку под палатку. Пытаемся найти дрова. Соснового сухостоя нет, дуб плохо горит. Уже в полной темноте обнаруживаем сухой вяз. Всё становится на свои места. Готовим супчик из пакетов, разжижаем молочную кислоту в мышцах, сегодня прошли порядка двадцати километров, поэтому расслабляемся. На верхушках сосен гудит ветер, но в нашей воронке и палатке тихо. Отбой.
Утро пятого января. Завариваем последний набор каш. Пьём чай, но при этом термосы не заправляем. Сборы, фото на лапнике. С трудом выбираемся на дорогу. Подходим к знаку «Сосновка. 1640 год». Последнее фото на память. Вот уже подъезжают за нами машины. Поход «Зима-2017» закончен.
Но есть желание продолжить это путешествие. Многого не удалось увидеть: высокие скалистые берега, загадочные курганы в лесу у села Советское. Раньше из-за этих курганов село называлось Верхние Пупки, а в 1960 году по просьбе жителей переименовалось в село Советское. Освящённые родники у села Троицкая Вихляйка, один - во имя Пресвятой Богородицы, другой - во имя «Всех тамбовских святых». И ещё много-много.
До следующих путешествий!

Автор:Владимир Горлов