Лента новостей
Статья22 апреля 2014, 01:00

Как наполнить бюджет?

По традиции в середине апреля в России отмечается День местного самоуправления. Солидные энциклопедические справочные издания трактуют это определение как способность граждан осуществлять управление делами территории самостоятельно либо через выборные органы. В Мичуринске таковым выборным органом является городской Совет депутатов. Сегодня о проблемах местного самоуправления мы беседуем с одним из народных избранников. Наш собеседник – генеральный директор Мичуринского завода «Прогресс» В.Ф. Горлов.

- Владимир Фёдорович, не секрет, что полноту осуществления всех полномочий представительной и исполнительной власти определяет местный бюджет. Во время одного из своих последних интервью начальник финансового управления администрации Мичуринска М.А. Макаров сообщил, что городской бюджет этого года дефицитный. Размер дефицита - около 27 миллионов рублей. Существуют ли, на ваш взгляд, пути пополнения городской казны?

- В настоящее время местный бюджет формируется в основном за счёт налогов с доходов физических лиц и единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности, а также доходов от уплаты акцизов, налога на имущество, земельного налога, платежей за аренду... Не потому ли при дефиците бюджета в городе немало проблем с утилизацией бытовых отходов, наведением санитарного порядка, ремонтом дорог?

- Другими словами, вы предлагаете пополнять местный бюджет за счёт нерадивых собственников?

- А почему бы и нет! На сегодняшний день в Мичуринске немало горожан, которые почему-то думают, что земля от проезжей части до их частного строения принадлежит им. Одни устраивают у своих ворот мусорные кучи, другие складируют строительные материалы, третьи вообще поднимают тротуар, чтобы было удобнее заезжать в свои ворота. Однако земля, которую захватили наши сограждане, не их частная собственность. Эта земля муниципальная. Поэтому использоваться она должна с соответствующего разрешения и за установленную плату.
Далее. Сегодня в центральной части города расположено огромное количество автомоек и шиномонтажей, использующих такие коммунальные ресурсы, как электроэнергия и вода. Считаю, что такие организации должны платить экологические сборы за вред, наносимый окружающей среде. А руководство города в свою очередь должно создавать владельцам этих заведений такие условия, чтобы размещение их в центре города было невыгодным. По моему мнению, их необходимо компактно размещать на городских окраинах.

- Так мы плавно перешли к охране окружающей среды и наведению санитарного порядка…

- Вы знаете, заботясь о санитарном благополучии горожан, можно пополнять и городскую казну. Посмотрите, что получается: каждую весну на наших улицах вырастают рукотворные горы из старых шкафов, кроватей, вышедшей из употребления бытовой техники. При этом за утилизацию крупногабаритных бытовых отходов горожане не платят. Однако если утилизация таких отходов происходит, следует взимать с них дополнительный сбор. Дополнительный сбор нужно брать и с владельцев станций техобслуживания за утилизацию отработанного машинного масла, торговых точек, реализующих товары в полиэтилене и пластиковой упаковке. Собранные таким образом средства должны идти на счёт спецавтохозяйства.

- Как вы относитесь к введению так называемых сезонных штрафов?

- Положительно. И нужно к ответственности привлекать лиц, создающих свалки мусора в лесополосах, на берегах водоёмов, за мойку автотранспорта на городских пляжах, за сжигание в черте города мусора. А помощниками в этой работе должны стать депутатский корпус, члены уличных комитетов, участковые, сотрудники санитарно-технической инспекции, дружинники.

- А как, кстати, вы оцениваете деятельность санитарно-технической инспекции?

- Как депутат и коренной горожанин считаю её работу неудовлетворительной. Больше того - своей бездеятельностью сотрудники этой организации дискредитируют главу города. Анализ прост: есть мусор и грязь – нет комиссии, нет мусора и грязи – есть комиссия.

- Больной темой для Мичуринска продолжает оставаться состояние автомобильных дорог. Созданный в этом году муниципальный дорожный фонд, где аккумулируется 10% налоговых доходов от акцизов на нефтепродукты, реализуемые в регионе, должен исправить ситуацию…

- А в помощь ему должны стать меры, направленные на введение платного проезда через Мичуринск транзитного транспорта. Это сократит расходы на ежегодный ямочный ремонт. Можно пойти и дальше, введя, к примеру, сезонный платный проезд по городу грузового автотранспорта весом более 10 тонн. Исключение должны составлять лишь автобусы.
Выход из создавшейся ситуации видится лишь один: либо мы сокращаем затраты на содержание муниципальной сети автомобильных дорог, либо компенсируем затраты за счёт тех, кто благодаря нашим дорогам зарабатывает.

- Во все времена главным источником пополнения бюджета была земля. Все ли ресурсы, на ваш взгляд, в этом направлении исчерпаны?

- Далеко нет. На территории города до сих пор немало пустующих участков, которые брошены старыми хозяевами. У нас также немало объектов незавершённого строительства. В этой ситуации необходимо составить реестр таких участков и объектов, определить собственников, при необходимости придать таким участкам статус инвестиционных и выставить их на торги. Уверен, что для города это будет полезно. В выигрыше окажутся и предприниматели, которые станут осваивать такие участки, инвестировать в них средства, благоустраивать территорию. К сожалению, в настоящее время они вынуждены переводить в нежилые расположенные на первых этажах жилые помещения, размещать в них магазины и офисы, зачастую уродуя внешний облик исторической застройки. Пример тому улицы Советская, Интернациональная, Коммунистическая и многие другие.

- Уж если мы затронули тему земли, то у города её попросту не осталось. Не поэтому ли так сложно продвигается у нас строительство нового полигона по утилизации твёрдых бытовых отходов и нового городского кладбища, ведь земли, которые планируются под эти объекты, до сих пор районные?

- Действительно, Мичуринску уже давно тесно в существующих границах. И эти границы существенно сдерживают его экономическое развитие, ведь город окружают районные и федеральные земли. Одиннадцать лет назад Мичуринск стал наукоградом, а это предполагает наличие земель, необходимых для внедрения новых разработок учёных. Полагаю, что возможным выходом из сложившейся ситуации стало бы объединение города и района. Это подстегнёт развитие коттеджного строительства (пример тому микрорайоны «Радужный», «Солнечный» в областном центре), создаст новые инвестиционные площадки, рабочие места. Словом, городу необходимы земли для дальнейшего развития. А примеров аналогичного подхода к решению проблемы немало. Это и проект «Новая Москва», реализуемый в столичном регионе, и «Новый Тамбов», воплощение которого ведётся у нас. Полагаю, что не за горами и создание местного проекта, направленного на перспективу, - «Новый Мичуринск».

Тем временем

Первый в текущем году рейд по благоустройству с участием областных средств массовой информации был проведён вице-губернатором Николаем Перепечиным. Его маршрут пролегал по дорогам Тамбовского, Сосновского и Моршанского районов. Санитарное состояние придорожных полос, дорог, благоустройство населённых пунктов стали объектом внимания участников рейда. В ходе рейда выяснилось, что во многих территориях вышеназванных районов ищут различные формы привлечения граждан к благоустройству родных мест: поощрения за лучший дом, двор, усадьбу, улицу и так далее. Стараются наладить договорные отношения с различными организациями и малым бизнесом и с их помощью организовать работу по наведению порядка. Так, например, предприниматель из Сосновского района Анатолий Блохин помогает убирать аварийные деревья из лесополос, причём дело это налажено с взаимной выгодой, для его бизнеса используется древесина, а район взамен получает убранные лесополосы. Также активнее стали проводиться общественные работы. Николай Перепечин предложил более творчески подходить к организации субботников с привлечением школьников и молодёжи: «Можно придумать различные игровые формы, акции. Детям будет интересно провести марш-атаку на бурелом или сделать чистой закреплённую территорию на скорость и так далее, творческий подход нельзя ограничить». Кроме того, вице-губернатор порекомендовал руководителям органов местного самоуправления, когда надо и власть употребить, чаще штрафовать нерадивых хозяев, нерях, «организаторов» стихийных свалок.

Людмила ПОСТЕРНАК.
Управление пресс-службы
и информации
администрации области.

Автор:Михаил Белых