Лента новостей
Статья23 июня 2012, 01:00

История вторая. Расцвет и закат обители

Козловский Боголюбский женский монастырь, приютившийся под благодатным осенением Боголюбского собора.
Козловский Боголюбский женский монастырь, приютившийся под благодатным осенением Боголюбского собора.

По замыслу строителей, Боголюбский собор и здания Козловского Боголюбского женского монастыря должны были составлять единый архитектурный комплекс.

Вот как виделось соседство зданий Боголюбского собора и монастыря горожанам в конце XIX века: "В юго-западной части города Козлова под благодатным осенением величественного соборного храма "Боголюбивой Богоматери" приютился смиренный и благолепный монастырь женский "Козловский Боголюбский". Величественное здание пятиглавого Боголюбского собора, стоя на выровненной возвышенной площади, как бы укрывает собою Боголюбский монастырь".
Изящная монастырская церковь была двухпрестольной с главным приделом во имя Пресвятой Богородицы "Утоли моя печали" и правым - во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона. Богатая и изящная обстановка, стройное пение сестёр общины во время богослужения привлекали в эту церковь много молящихся даже в непраздничные дни. В монастырском храме хранились православные святыни, в том числе частица Креста Господня, частицы мощей 33 святых. На территории обители располагалось большое количество хозяйственных построек и флигелей. Была у монастыря и своя собственная небольшая деревянная звонница, библиотека, сиротский приют и церковно-приходская двухклассная женская школа для монастырских девочек-сирот и приходских детей.
Общее молитвенное монашеское правило в Козловской Боголюбской женской общине совершалось согласно заведённой ещё в упразднённом Ильинском монастыре традиции по уставу Саровской пустыни. Среди трудовых послушаний инокинь обители были иконопись, а также ковроткачество, золотошвейное дело, кройка и шитьё. Раньше других возникло швейное рукоделие, которое в монастыре получило наибольшее развитие. Атмосфера, царившая в обители, уже в то время резко контрастировала с суетной жизнью купеческого городка. По словам современника, "мирная, не возмущаемая ничем тишина и строгий порядок во всём царствовали в обители. Кажется, и непорядочный человек, войдя во внутрь этой строгой и благочинной обители, невольно почувствует этот дух на себе и приведёт себя в должный чин".
Нельзя не отметить нравственное значение Боголюбского женского монастыря в духовном окормлении горожан и воспитании молодёжи Козлова. Насельницы Козловской женской обители были духовно связаны со Свято-Введенской Оптиной пустынью. Монахини переписывались с оптинскими старцами, сами не раз бывали у них, чтобы лично получить наставление и исповедоваться. Многие благочестивые горожане старались посещать святой храм обители с детьми, где для них был открыт свободный вход к сёстрам. У монахинь часто бывали их родственники - жители Козлова, которые, наблюдая за богомольческой жизнью сестёр обители, учились у них христианским добродетелям.
У монастыря было много загородных владений, в том числе Заворонежская дача с рощей, пашней, плодовым садом и огородом, скотным двором и кельями (впоследствии в них размещался Заворонежский детский дом). Божией милостью, усердным трудом сестёр святой обители и благотворительными жертвами горожан доходы монастыря росли. Благодаря этому стало возможным оказание помощи нуждающимся.
Ровно 60 лет украшал Боголюбский женский монастырь старинную Красную площадь города Козлова. История этой древней обители была в одночасье прервана октябрьским революционным переворотом. Уже в 1917-1918 годах Боголюбский женский монастырь был упразднён, к этому времени в нём проживали 116 человек, в том числе 91 монахиня. Сохранилось местное предание, что сёстры долго и мужественно защищали свою святую Боголюбскую обитель. Городские старожилы рассказывали, что монахини, спасая монастырские святыни от поругания богоборцами, сбросили церковную утварь в монастырское озеро, располагавшееся у западных стен обители.
В годы гражданской войны в монастыре стали размещать на проживание инвалидов Первой мировой войны, революции и гражданской междоусобицы. Не обеспеченные ничем люди для своих нужд разбирали интерьер монастырских зданий, ломали полы и двери для отопления. Но и в таких тяжелейших условиях многие насельницы оставались верными этому богоизбранному месту, помогая обслуживать сирот детского дома имени Революции, переведённого сюда из бывшего Козловского Свято-Троицкого мужского монастыря.
В конце 20 - начале 30-х годов ХХ века уничтожение Боголюбского женского монастыря приобрело катастрофические масштабы. Вначале сломали и растащили колокольню, каменную монастырскую ограду с угловыми башнями и святыми вратами, затем приступили к другим постройкам. В попытке найти ценности покойных монастырского некрополя разрушались склепы, осквернялись могилы, а заодно безжалостно уродовались мраморные и гранитные изваяния надгробий. В 1930-е годы на территории монастырского погоста построили двухэтажное здание, которое в разные годы занимали детский дом имени Революции, детская поликлиника, женская консультация, сад-ясли имени Двадцатилетия Октября, станция скорой медицинской помощи.
В 1943 году бывшие монастырские кельи были отданы в распоряжение Жилкомхоза и превращены в самую большую коммуналку города, квартиросъёмщики которой не чурались держать в помещениях бывшей обители кур, кроликов и даже свиней. Монастырское подворье постепенно превращалось в свалку разнообразного мусора и нечистот. С тех пор мало что изменилось в облике поруганной обители. Любой желающий, придя сюда, может в этом без труда убедиться.

Автор:Андрей Околелов