Лента новостей
Статья9 ноября 2013, 01:00

История с географией

Найден точный прообраз села Кистенёвки в романе А.С. Пушкина «Дубровский».

В 1969 году в Воронеже впервые увидела свет книга тамбовских краеведов Николая Гордеева и Владимира Пешкова «Тамбовская тропинка к Пушкину». В ней-то авторы и поведали историю, произошедшую полтора века назад с прототипами романа А.С. Пушкина «Дубровский» - местными помещиками поручиком Иваном Яковлевичем Муратовым и гвардии полковником Семёном Петровичем Крюковым, имевших между собой шестилетнюю судебную тяжбу. К слову сказать, решение Козловского уездного суда от октября 1832 года практически без авторской правки легло в основу произведения Александра Сергеевича. Так, с лёгкой руки наших уважаемых краеведов сельцо Новопанское Козловской округи Тамбовской губернии на долгие годы стало местом действия романа «Дубровский», а преподаватели вузов, школьные учителя, а вслед за ними и ученики позволили себе ещё более вольную трактовку названия населённого пункта, перенеся действие романа в современное село Панское Мичуринского района.
Однако сельцо XIX столетия Новопанское и современное село Панское – два совершенно разных (хотя и расположенные поблизости) населённых пункта. Вспомним историю Козлова-Мичуринска. Изначально крепость Козлов окружали многочисленные слободы, где селились свободные ремесленники, государственные крестьяне или представители служилого сословия. Так вокруг Козлова возникли слободы Стрелецкая, Пушкарская, Инвалидная, Сторожевская, Полковая, Ямская, Донская, Заворонежская, Панская, Борщевская, Хмелевская. Впоследствии большинство из них стали частью города. Другие - Заворонежская, Панская, Борщевская и Хмелевская – ныне неотъемлемая часть Мичуринского района. Уместно напомнить, что слово «слобода» происходит от слова «свобода». В этих компактных районах жили люди, временно свободные от государственных повинностей.
При этом мы видим, что действие романа происходит не в слободе, а в сельце, где как раз и жили крепостные помещика Дубровского, ставшие второстепенными героями романа. Так что же это за село?
Автор романа чётко указывает на его местоположение – всего в семи верстах от уездного города. В современном исчислении это примерно семь с половиной километров. И всё равно не очень-то понятно, от какой точки производить отсчёт. От железнодорожного вокзала, от почтамта или от городской границы?
На помощь пришло «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии» за 1911 год. Здесь под №218 значится Панская слобода, где имеется каменная тёплая церковь, построенная на средства прихожан. Что интересно, в приходе этой церкви никакого сельца Новопанского нет. Зато есть деревня Муратовка, состоящая из 17 дворов с населением в 130 душ обоего пола. Внимательный читатель отметит, что в начале нашей статьи эта фамилия уже упоминалась. А принадлежала она одному из фигурантов искового дела, положенного А.С. Пушкиным в основу романа «Дубровский». Имя ему отставной поручик Иван Яковлевич Муратов. Но почему в исковом деле Козловского уездного суда упомянуто именно сельцо Новопанское. И вновь на помощь приходит «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии». При внимательном прочтении этого документа становится очевидным, что многие населённые пункты Козловского уезда того времени имели несколько названий. Сравните: Екатеринино (Княжное), Бибиково (Стефаново), Александровка, Редькино тож (Лихарёво, Полозово, Польное)… Очевидно, что такие двойные (и даже тройные) наименования населённые пункты бывшего Козловского уезда получали в честь своих бывших владельцев, достаточно прочно закреплялись в устной речи местных жителей и передавались из поколения в поколение. Свои новые официальные наименования сёла Тамбовщины получали к моменту составления новых ревизских сказок и закреплялись в основном в юридических документах: купчих или актах судопроизводства. К моменту издания «Историко-статистического описания Тамбовской епархии» (а это 1911 год) приведённый пример неофициальной топонимики прослеживается достаточно красноречиво. Да и до наших дней местные жители бывшего сельца Муратовки именуют свой населённый пункт по имени бывшего помещика, хотя на карте Мичуринского района ничего подобного нет. А что же есть? Есть современное село Андреевка, расположенное по соседству с Панским. Несколько лет назад студент Мичуринского государственного педагогического института Андрей Бельнов, проводивший в этом селе открытый урок по литературе, отметил интересную особенность в устной речи местного населения: соседнее село Андреевку те упорно именовали Муратово. Так благодаря природной интуиции и внимательности будущего педагога удалось точно установить место действия романа «Дубровский». Отныне с полной уверенностью можно утверждать, что пушкинское село Кистенёвка – это бывшее село Муратово (ныне Андреевка) Мичуринского района.
Такая вот история с географией…

Автор:Михаил Белых