Лента новостей
Статья16 июля 2011, 01:00

Интервью с Актрисой

В.П. Кошмина
В.П. Кошмина

Что такое театр? Чем он живёт? Кто такие актёры? Как они приходят в эту профессию? На эти и другие вопросы мы попробуем найти ответы, побеседовав с заслуженной артисткой России, которая много лет отдала служению нашему драматическому театру, Валентиной Павловной Кошминой.

-Здравствуйте, Валентина Павловна! Есть предложение построить это интервью не совсем обычным способом. Я буду приводить высказывания о театре, актёрах, а вы выскажете своё отношение к этим высказываниям.
А. Герцен: "Театр - высшая инстанция для решения жизненных вопросов".

- Для меня театр - это моя возможность, моя НЕОБХОДИМОСТЬ через роль высказать со сцены своё мнение ко всему, что происходит вокруг. Заставить зрителя быть неравнодушным к тому, что его окружает в обыденной жизни. Это самое главное.

- К. Алексеев, которого мы знаем как К. Станиславского, сказал: "Театр начинается с вешалки".

- Я сама из Саратова. Сколько помню себя, всегда участвовала в каких-то сценках, читала стихи, танцевала, участвовала в гимнастических этюдах. Но после седьмого класса поступила в ремесленное училище и была токарем. Ну на какую сцену мне было идти? 8-10 классы заканчивала в вечерней школе. А театр начался с художественной самодеятельности. В городе был Народный театр, которым руководил заслуженный деятель искусств В.И. Давыдов, и так получилось, что я была у него в героинях. Пришла я туда в 20 лет. После спектакля "Иркутская история", где мне довелось сыграть главную роль, критики сказали, что я должна стать актрисой. Поступила в Слоновское театральное училище. Поступила легко, потому что темой сочинения был знакомый мне образ Веры Павловны из романа Чернышевского "Что делать?", я играла Веру Павловну в Народном театре и знала эту роль наизусть.
Очень помог мой муж (Яков Борисович Волговской), мы вместе поступали в училище (с улыбкой), он исправил все ошибки в моём сочинении. Вот такие вещи со мной происходили. Так я пришла в театр.

- К. Станиславский: "Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь".

- Я согласна со Станиславским. По своей натуре я люблю правду на сцене. Важно не быть нелепой. Я люблю и похохотать, и поплакать на сцене, но это всё должно идти от души, чтобы заразить этим зрителя. Преувеличивать не люблю, хотя часто приходилось играть гротесковые роли.

- Ф. Раневская: "Я не признаю слова "играть". Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно".

- Абсолютно, абсолютно согласна с Фаиной Григорьевной. Не проживёшь, значит, и не сыграешь. К сожалению, многие сейчас работают по-другому, оправдывая это разнообразием жанров театрального искусства.

- Ф. Раневская: "После спектакля, в котором я играю, я не могу ночью уснуть от волнения. Но если я долго не играю, то совсем перестаю спать".
О какой своей роли вы можете сказать то же самое, или это относится ко всей вашей работе?

- Конечно, есть более любимые роли, но вообще невозможно не любить роль, если не влюбился, то и не сделаешь. У нас шёл спектакль "Ретро", и там у меня была роль одной из бабок, которые ищут себе жениха. Мне так не понравилась моя роль (Нины Ивановны), а когда я её сработала, мне кажется, лучшей работы я и не хотела. Вот настолько она вроде бы не заметна, но у неё всё время что-то происходило внутри, я находила эти моменты, чтобы лучше понять её. Это лирический спектакль. Вообще я считаю себя лирико-драматической актрисой.

- Б. Шоу: "Так бывает довольно часто - главную трудность представляет не главная роль".

- Конечно, труднее сыграть роль эпизодическую так, чтобы люди тебя заметили. В главной роли есть какая-то канва, которую выписал автор. В эпизоде этого нет. Но, с другой стороны, я не согласна с тем, что не обязательно играть главные роли. Не играя главных ролей, не станешь большой актрисой. Второй Фаины Раневской не было, да и не может быть, особенно в условиях небольшого театра маленького города.

- М. Львов: "Актёр не может существовать в сценическом и театральном пространстве в одиночку, театральное творчество невозможно осуществлять единолично. Театр - это всегда сотворчество, это всегда единение личностей в творческий союз".

- Обожаю нашу труппу, обожаю. По-моему, и они ко мне небезразличны. Это мой второй дом, моя семья. Одно дело - домашние дела, я хорошая хозяйка, многое умею, но когда прихожу в театр, вижу в гримёрке Иру Дубровскую, Таню Шишкину, Люсю Новикову - понимаю, как я их люблю и как скучаю без нашей молодёжи.
С советами стараюсь не лезть. Я редко кому могу сделать замечание. Раньше мы изо всех сил просили, чтобы нам делали замечания, сейчас как-то всё изменилось. Я 11 лет вела драматический кружок в сельскохозяйственном техникуме. Моими воспитанниками были Таня Шишкина, Сергей Цаценко (ныне, к сожалению, покойный). Когда они пришли к нам в театр и стали спрашивать, что делать, я сказала, что всё! Это я там была руководителем, а в театре есть режиссёр. Когда нужна моя помощь, стараюсь помочь советом. А вообще труппа - это и есть одна большая семья со своими бедами и радостями.

- К. Чапек: "У театра великая будущность, как у всего, что имело великое прошлое".

- Сложно сказать, что ожидает театр в будущем. Сейчас очень нелёгкие времена. Быть театральным актёром в наше время можно только при одном условии - если до смерти любишь это дело и готов полностью отдаться ему. Во время выступления ты должен забыть о домашних делах и вообще обо всём. Я уже 45 лет на профессиональной сцене и считаю, что любой актёр - это вечный ученик, который, каждый раз выходя на сцену, выходит, как на суд, где главный судья - это зритель.

- Большое вам спасибо за интересное интервью. Хотелось бы пожелать крепкого здоровья и чтобы вы ещё долго радовали нас своей жизнью на сцене.

Автор:Анна Харитонова