Лента новостей
Статья27 января 2019, 00:00

Илья Платицин: «Из стен художественной школы вышло больше тысячи выпускников. Около 700 из них связали своё будущее с искусством…»

В 2019 году Мичуринская детская художественная школа имени А.М. Герасимова отметит 53-летие. За свою историю она стала неотъемлемой частью культурной среды нашего города. Насколько актуально и популярно в современной России дополнительное детское образование, выполняет ли оно свои основные функции: воспитание потребности в творчестве, предоставление возможности самореализации и личностного самоопределения - об этом мы решили поговорить с директором художественной школы Ильёй Платициным.

Илья Платицин: «Из стен художественной школы  вышло больше тысячи выпускников.  Около 700 из них связали своё будущее с искусством…»

- Илья Васильевич, художественная школа была создана по инициативе вашего деда - Аркадия Васильевича Платицина. Сегодня вы продолжаете то, что было заложено им полвека назад…
- Пожалуй, это так и есть. Наш город всегда славился своей причастностью к искусству. Традиции козловской художественной школы, основанной в начале ХIХ века, сохранились до сих пор.

- Говоря о традициях, что вы имеете в виду?
- Прежде всего приверженность к методике преподавания техники русской реалистической школы живописи. А она была заложена ещё в тогдашнем Козлове, где существовали художественная мастерская Надёжина, иконописная мастерская Юрьева, студия Криволуцкого. Даже революция 1917 года не смогла их разрушить, хотя перемены, безусловно, внесла: в городе появилась коммуна художников, в которой творили Александр Герасимов, Дмитрий Панин, а позже возникла и студия Василия Дрокина. Но то, что школа, которую основал Аркадий Платицин, занималась и поиском талантливых детей, и их обучением, - такого в истории города, пожалуй, не было. Это смогли сделать её педагоги. Примеры открытий ярких имён наших земляков хорошо известны: народный художник РФ Виталий Попов, заслуженный художник РФ Владимир Сизов, известный советский автор плакатов Владимир Шестаков, кинооператор Юрий Марухин. В списке выпускников более 30 человек, ставших членами Союза художников.

- Говоря об истории школы, надо уточнить: сначала это был кружок рисования в Доме пионеров…
- Да, его организовал Аркадий Васильевич в 1953 году, и он пользовался огромной популярностью у тех, кто хотел научиться рисовать и вообще - «приобщиться» к изобразительному искусству. Художественная школа появилась позже -
в 1966 году, и моему деду пришлось заниматься не только педагогической деятельностью, но и взвалить на себя большой объём организационной работы. Начинали в буквальном смысле на пустом месте. Его ученики долгое время занимались в разных помещениях, так как не было своего постоянного. Это подвал тогдашнего Дома политпросвещения, Ильинский храм, бывший в то время музеем, Дом пионеров. И только в 1985 году у школы появилось своё отдельное здание на улице Гоголевской, где она до сих пор и находится. До ухода на пенсию в 1983 году он оставался её бессменным директором. Кстати говоря, первый выпуск школы насчитывал всего 14 человек.

- Сколько сегодня учеников занимаются в школе?
- 256. 112 детей в рамках предпрофессиональной программы (это бесплатное обучение) и 144 на платной основе (стоимость 500 рублей в месяц). Предпрофессиональная программа включает 11 часов в неделю (занятия проводятся четыре раза в неделю). Платное обучение подразумевает восемь часов занятий в месяц.

- Есть ли конкурс при наборе, и с какого возраста можно стать вашим учеником?
- Конкурс был всегда. Сегодня - два человека на место, но речь идёт о бесплатном обучении. Мы принимаем детей с 10 лет. Это тот возрастной минимум, когда ребёнок готов к занятиям живописью с профессиональным педагогом. Срок обучения в школе - четыре года.

- Кого больше среди учеников: мальчиков или девочек?
- 80 процентов наших учеников - девочки, эта ситуация сложилась в последние лет двадцать. И эта диспропорция видна уже на этапе вступительных экзаменов. В былые годы их количество было примерно одинаковым.

- Как вы отбираете тех, кто решил заниматься у вас?
- Желающие проходят предварительный отбор: претенденты рисуют и сдают свои работы. Комиссия оценивает способности, и наиболее подготовленные попадают на бесплатное обучение (программа муниципального задания). Те, кто не попал в их число, поступают на отделение платного обучения. Бывает, что те, кто не прошёл с первого раза на бесплатное, обучаясь на платном, за год «подтягивают» свои способности и поступают на бесплатное на следующий год. Примерно пять процентов поступивших к нам в ближайшие полгода отчисляются из школы: кто-то сам, кто-то по нашей инициативе.


- Можно ли научить человека рисовать, если у него нет каких-то особых данных для этого?
- Вполне. Но вряд ли эти навыки могут перерасти в серьёзное профессиональное творчество. Хотя нарисовать, например, неплохой (с точки зрения техники и основ композиции) пейзаж или натюрморт такой ученик сможет.

- А написать портрет? - Портретная живопись - более сложный уровень, и человеку без способностей будет трудно. Но и наша программа не предусматривает занятия в этом жанре. Это, как минимум, уже уровень художественных училищ.

- Не пробовали подсчитать: сколько выпускников вышло из стен школы за все эти годы?
- Больше тысячи. Что интересно - около 700 из них связали своё будущее с искусством. Стали архитекторами, художниками, модельерами, дизайнерами, кинематографистами…

- Какие дисциплины изучают юные живописцы?
- Академическая живопись, рисунок, композиция, история изобразительного искусства, пленэр. В общей сложности - пять дисциплин, составляющих основу образовательной программы. У нас работают пять педагогов, все они выпускники школы. В их числе и те, кто были в первом выпуске 1970 года. Это Тамара Александровна Гусева, Маргарита Михайловна Захарова.

- В ваших классах я не увидел компьютеров…
- Это не случайно. Наши воспитанники не рисуют с их помощью, этого тоже не предусматривает программа обучения. Хотя технические средства, конечно, используются. Например, телевизоры, где мы демонстрируем учебные или документальные фильмы. Я преподаю историю искусств и на свои занятия намеренно приношу из дома книги, так как убеждён - подобный «старый» формат способствует лучшему усвоению материала. Отрицать возможности интернета - бессмысленно. Но отбросить то, что проверено временем, - книги в их привычном формате - тоже пока рано.
Нам предлагают в рамках эксперимента попробовать обучать детей технике рисования с помощью компьютера и графического планшета. Я категорически против: академическая система преподавания не предусматривает такие формы. Хотя некоторые наши выпускники сами успешно освоили компьютерный дизайн и, что называется, неплохо устроились в жизни. Но базой для такого успеха в том числе стали и занятия именно академической живописью и дисциплинами, сопутствующими ей.

- Как вам такая фраза из уст ваших воспитанников: «Я так вижу»? Бывает ли у них «неправильный» с точки зрения академизма взгляд на чистый лист?
- Такое бывает, но опять противоречит принципам академизма в обучении, которые не приветствуют подобные заявления. И дело вовсе не в желании не видеть в ребёнке творческую личность или игнорировать его взгляды. Просто подобные фразы требуют и высокого уровня мастерства в технике рисунка, и серьёзных теоретических знаний. В 10 - 15 лет всё это только формируется, так что смелая фраза «Я так вижу» должна произноситься с вескими на то основаниями.

- А что вы думаете об обучении взрослых? Сейчас это становится модным…
- Несмотря на то, что к нам часто обращаются с этим вопросом, у нас нет таких занятий. Всё дело в нехватке свободных помещений. Наши воспитанники занимаются семь дней в неделю. Занятия начинаются в 12.00 и без перерыва продолжаются до 20.30.
В нашем распоряжении только два никогда не пустующих учебных класса.

- Как финансируется учебный процесс?
- Как и любое городское образовательное учреждение - из бюджета города. Кроме того, мы и сами немного зарабатываем на свои нужды, оказывая платные услуги: я имею в виду платное обучение. У нас хорошая материальная база, замечательный художественный фонд, включающий работы известных авторов начиная с 1953 года. Всё это начал собирать Аркадий Васильевич Платицин, потом продолжил мой отец Василий Аркадьевич Платицин, руководивший школой с 1983-го по 2012 год. Всё это в целости и сохранности по сей день.

- Подобные учебные заведения часто в России поддерживались меценатами. Тем более человек, вкладывающий деньги в культуру и образование, невольно инвестирует средства и в собственный комфорт. Культурная и образованная нация - это с точки зрения прагматики и элементарный порядок на улицах, чистые скверы, дворы и подъезды в домах и т.д.
- Согласен. Но я могу припомнить лишь единственный подобный случай за всё время своей работы. Выпускник школы Михаил Олегович Корнев заменил в здании все окна - оплатил установку стеклопакетов. Больше таких примеров не было. Здесь даже была бы важна не только материальная поддержка учебного процесса, но и инициатива учреждения каких-то грантов или призов наиболее одарённым ученикам от имени коллектива городских предприятий или просто состоятельных людей. Талант всегда нуждается в поддержке. Примеров в истории достаточно.

- Проводятся ли выставки работ ваших учеников?
- Конечно. Это тоже традиция, заложенная Аркадием Васильевичем, которая представляет своеобразный отчёт о проделанной работе. Ежегодно мы проводим до трёх выставок в наших городских музеях и даже в Тамбовской областной картинной галерее.

- В 2018 году Мичуринская детская художественная школа признана лучшей на Тамбовщине. Вы удостоены диплома первой степени с вручением денежного гранта управления образования и науки области…
- Хочу уточнить - среди однопрофильных учреждений системы дополнительного образования. Сюда не входят другие художественные школы и школы искусств. В Мичуринске, кстати говоря, кроме нас, ещё две школы искусств, обучающие своих воспитанников по предпрофессиональной программе (такой же, как и наша). Мы заняли первое место из шести - отличились на областном уровне по итогам комплексной сравнительной оценки деятельности муниципальных организаций дополнительного образования. А оценка эффективности деятельности учреждений проводилась Центром развития творчества детей и юношества Тамбовской области.

- Не кажется ли вам странным, что, учитывая неоспоримые заслуги Почётного гражданина Мичуринска Аркадия Платицина, до сих пор нет мемориальной доски на здании школы, основанной им?
- Сложно сказать. Он всегда был против подобной шумихи вокруг его имени. Ему как-то предложили переименовать школу в его честь. Он даже не стал разговаривать на эту тему…

- В таком случае, давайте считать мой вопрос предложением к руководству наукограда рассмотреть такую возможность. Я полагаю, это было бы прекрасной данью памяти человеку, оставившему неизгладимый след в истории и культуре родного города, где его и сегодня добрым словом вспоминают многие жители…

Фото Вадима Гранитова
Фото Вадима Гранитова
Автор:Вадим Гранитов