Лента новостей
Статья5 октября 2013, 01:00

Хорошая история человека Вселенной

О.А. Куртанидзе.
О.А. Куртанидзе.

Радиостимулятор
для маленького
Амирана

Жизнь соткана из бесконечной череды событий, поступков, слов и разных мелочей. В тончайших нитях повседневности рисуются узоры будущего. И незначительная вещь, безделица способна повлиять на то, как сложится судьба её хозяина, а значит, и его потомков.
Как знать, возможно, и не возглавил бы труппу Мичуринского драматического театра главный режиссёр Олег Амиранович Куртанидзе, не появись в далёкие сороковые годы прошлого века в одной грузинской семье обычного радиоприёмника. Неспешными шагами прогресс ступал по странам, городам и весям и, наконец, добравшись до маленькой деревушки в Восточной Грузии, заглянул в дом маленького Амирана. Много чудеснейших историй, рассказов вещала скромная коробочка. Но только одна из передач заставляла сердце мальчишки сильнее биться. При первых позывных он вскакивал со стула и начинал шагать на месте, приседать, производить наклоны в стороны. За утренней зарядкой звучала новостная информация, но болезненный, не отличавшийся крепким телосложением ребёнок всё продолжал и продолжал повторно выполнять заученные наизусть команды диктора. Затем усовершенствовал упражнения, придумывал свои движения. А в десятом классе когда-то самый слабый среди однокашников стал чемпионом республики по чидаоба - национальному единоборству Грузии. Профессию он избрал в соответствии со своими интересами: в Тбилиси в институте изучал классическую борьбу.
Однажды Амирана направили на соревнования в Москву. В столице и познакомился юноша с покорившей его с первого взгляда студенткой Московского государственного университета Людой. Вскоре в Советском Союзе появилась ещё одна интернациональная семья. Путь молодожёнов лежал на север, в Мурманскую область, город Апатиты, куда после окончания МГУ распределили работать Людмилу Александровну.
Суровый край с таким отличным от солнечного Кавказа климатом встретил молодого грузина гостеприимно. Здесь он получил второе высшее образование в педагогическом институте по специальности история, обществознание и через некоторое время возглавил пребывающую в те годы в удручающем состоянии детскую спортивную школу. Амиран Антонович по крупицам возрождал спорт в ставшем ему второй родиной северном городке. Но это уже совсем другая история.

Сплетенье
севера и юга

В традициях грузинского народа проявлять глубокое почтение к старшим и гипертрофированную любовь к детям. Вот и родившемуся в семье Куртанидзе Олегу повезло. Воспитывался он подобно японским детям, не знающим до шестилетнего возраста никаких запретов, делающих выводы о том, что можно и чего нельзя, на собственном опыте и впитывая поступки, мировоззрения, суждения близких. Сейчас, оглядываясь в прошлое, главный режиссёр Мичуринского драматического театра благодарит судьбу за то, что послала ему мудрых и любящих родителей.
Отпуска на севере были длинными. Летом с мамой и папой Олег странствовал по городам страны. А для отца обязательным пунктом посещения была, конечно, Грузия. Из балующей изобилием плодов кавказской республики Амиран Антонович на самолёте летел в Москву и, пересев на другую стальную птицу, следовал в Апатиты. А уже к вечеру дом наполнялся сказочными ароматами фруктов, специй. В расставленных в прихожей кожаных мешках - бурдюках хранилось сделанное бабушкой и дедушкой вино, стол был завален восточным лакомством чурчхелой, готовящимся из сока винограда и орехов.
Нередко брал Куртанидзе старший в далёкое путешествие с собой и сына. Ещё подростком Олег вместе с другими пацанами участвовал в строительных работах. Ребята наполняли кузов грузовика камнями - главным стройматериалом при возведении домов, подсобок. Трудясь, мальчишки не просто помогали взрослым, они учились дружбе, взаимовыручке и вместе с тем укрепляли свою физическую форму.

Жизненная
программа

В четырнадцатилетнем возрасте с благословения родителей Олег покинул отчий дом, отправившись учиться в Ленинград на линотиписта в полиграфическое училище. Затем последовала служба в армии, работа в типографии, увлечение Востоком, его учениями, поездка в Индию, женитьба. Олег Амиранович искал себя, старался познать мир, изучал различные направления в философии, много читал и размышлял. Тогда-то и пришёл он к выводу, что человек в первую очередь – существо духовное. И где бы ни находился, он должен, смиренно перенося все тяготы, выполнить задачи, возложенные на него судьбой, Богом. Свою жизненную программу молодой мужчина увидел в служении сцене и поступил в ГИТИС. С 1996 года он театральный режиссёр-постановщик, периодически снимается в кино, сотрудничает с различными театрами страны, работал главным режиссёром в Северодвинске, Мурманске, Вологде. В прошлом году О.А. Куртанидзе стал главным режиссёром Мичуринского театра драмы.
Чем бы ни занимался и где бы ни находился связавший свою деятельность с Мичуринском режиссёр, при первой же возможности стремился он к своим родным. Прошло около полутора лет, как не стало мамы, но в Новосибирске живёт девяностолетняя бабушка, а на Кавказе, невзирая на преклонные года, здравствует его отец. Ещё в девяностые, в пик массовой эмиграции народа из пришедшей в экономический упадок бывшей республики СССР, Амиран Антонович уехал на историческую родину. Его позвал сыновний долг. Необходимо было позаботиться о своих престарелых родителях.
Особенно нелёгкой оказалась жизнь в опустевших городах. Из окон многоэтажек торчали дымящиеся трубы буржуек. Все улицы, дворы пропахли резким, докучливым запахом солярки. В домах не было ни света, ни газа, ни воды. В сельской местности тяготы переносились немного легче: земля кормила, вселяла силы, уверенность в завтрашнем дне.

Сюда, в самое сердце грузинских виноградников, в Кахетию, в расположившуюся в живописной Алазанской долине деревеньку, вернулся к своим истокам, занявшись виноделием и гончарным делом, старший Куртанидзе.

Режиссёр,
гончар и винодел

Из года в год повторяется одна и та же история: закрывается театральный сезон, опускается занавес, позади гастроли, репетиции. У лицедеев наступает время короткой передышки. О.А. Куртанидзе в свои каникулы стремится в Грузию. Здесь с представителем творческой профессии происходят удивительные метаморфозы. Он перевоплощается в гончара и наравне с отцом трудится над созданием печи для приготовления национальных хлебов пури. Олег Амиранович в деталях знает весь процесс. «Прежде чем приступить к работе с глиной, её необходимо подготовить, смешать с песком, дать отстояться, - рассказывает Куртанидзе. На фотоаппарате он демонстрирует отснятые этим летом кадры. - Плоские сырые глиняные листы слоями наращиваются на бочки - тоны, затем в течение полутора суток всё обжигается в огромных печах - курах. Готовые изделия обшивают досками, слегка закапывают в землю. Между досками и глиняными стенами закладывают гравий. Раскаливают печи при помощи зажжённых виноградных лоз. Женщины замешивают тесто, и через некоторое время аромат зарумянившихся лепёшек наполняет всё окружающее пространство».
Известны режиссёру и секреты приготовления настоящего вина. Осенью происходит сбор винограда. В дома грузинов в эти дни приходит праздник. Помочь собрать налившиеся соком янтарные и яхонтовые кисти к патриарху деревни Амирану Антоновичу спешат родственники, соседи. В прошлом году отец режиссёра заготовил около трёх тонн ценного напитка. Вино в Грузии функционирует наравне с валютой. Его меняют на мясо, овощи и прочие товары, им расплачиваются за услуги, оказанные в организации свадеб и похорон.
Пролетели солнечные летние деньки, ускользнул и шедший за ними по пятам сентябрь. Как в улье, закипела творческая жизнь в драмтеатре. Вот уже и новый 117-й сезон собрал залы поклонников сценического искусства. На театральных подмостках - череда премьер. Изменения и в жизни главного режиссёра труппы. Два месяца назад родился внук. Назвали малыша в честь прапрадеда Антоном. А ещё не так давно в наш город переехала семья Куртанидзе. Младшая дочка пошла учиться в местную гимназию. «Мне нравится Мичуринск. Он небольшой, но уютный и красивый, - поясняет Олег Амиранович. И затем, слегка задумавшись, вдруг неожиданно высказывает давно в нём утвердившуюся мысль. – Считаю себя человеком Вселенной. Надо жить в тех условиях, в которых оказался, не ожидать, что кто-нибудь что-то тебе предложит, а строить хотя бы вокруг себя хорошую историю.
От грузинского народа я взял любовь и уважение к семейным ценностям, традициям, от русского – художественное восприятие мира, а от родителей - ощущение свободы, ответственности за принятые решения, сказанные слова. Мне комфортно чувствовать себя грузином по крови и русским по менталитету. Наверное, похожие ощущения присущи очень многим жителям многонационального государства. Ведь здесь проживает немало смешанных семей – членов огромного пространства, название которому Россия».

Автор:Юлия Голышкина