Лента новостей
Статья20 августа 2016, 11:00

Граница Руси

Примерно в пяти километрах от железнодорожной станции Никольское в юго-восточном направлении тянется земляной вал, имеющий через каждые 600-800 метров квадратные бастионы, выступающие на север. Это часть уцелевшего Козловского вала, прозванного в народе Татарским. Необходимо отметить, что речь идёт об участке знаменитой Белгородской черты - грандиозного сооружения, возведённого в XVII веке для отражения набегов кочевых племён на Русское государство.

Фото Михаила Белых.
Фото Михаила Белых.

Известно, что началом её строительства послужило возведение в 1635 году города Козлова. Создание оборонительного приграничного комплекса продолжалось почти четверть века. Вначале сооружались небольшие по протяжённости защитные линии, располагавшиеся на дорогах, по которым татары проникали на Русь. Одновременно с этими разрозненными частями примерно в течение десяти лет были срублены города-крепости Усерд, Яблонов, Короча, Вольный, Костенек, Усмань, а также острожки Лысогорский, Красногорский, Крутой, Брюзгин, Ольшанский, Двойнинский и Липовский.
Примерно к 1658 году были окончательно определены границы и контуры Белгородской защитной черты. И это при том, что её сооружение происходило в условиях непрекращавшихся татарских набегов.
Что же представляли собой укрепления столь грандиозного оборонительного сооружения? Согласно сохранившимся документам это была стройная система, включавшая земляной вал, линии рогаток и надолбов, острожки и земляные городки с башнями. Общая длина Козловской линии укреплений составила около девяноста километров. О грандиозности этих работ можно судить по тому, что в 50-х годах ХVII века на одну поправку лишь Козловского участка - «осланение» - пошло 65 560 брёвен разного леса.
Особенность этого участка Белгородской черты заключалась в том, что на всём его протяжении были сосредоточены преимущественно искусственные сооружения, в которых несли сторожевую службу сменные караулы, расставленные с интервалом в полтора-два километра по всей линии.
Во всех городках для размещения караулов имелись башни, срубленные из сосновых брёвен и с вышками наверху. Лишь только сторожа замечали в степи ногайцев, крымцев или калмыков, как на угрожающем пункте зажигались сигнальные огни и ратные люди спешили на свои места.
Один из известнейших просветителей XVIII века Андрей Тимофеевич Болотов неоднократно проезжал по нашему краю и в своих мемуарах в 1764 году оставил описание Козловского вала: «Возвратясь опять в Козлов, пустились в ту обширную и оком не обозреваемую равнину, которая лежит позади Козлова, орошается текущею через её рекою Польным Воронежем и простирается до славного села Лысых гор и другой реки Хмелевой. Это была первая степь, которую случилось мне в жизни видеть, и мы смотрели с особливым любопытством как на её, так в особливости и на старинный преогромный вал, который был сделан и насыпан в древности для заграждения им российских пределов от набегов татар и который, начиная от помянутой реки Польного Воронежа, продолжался до реки Цны вёрст на 60 и более и, составляя порядочную линию, имел с наружной стороны двойной, хотя и не очень глубокий, ров и кой-где выпуски, или редуты, а в иных местах бастионы».
Значение защитной Козловской стены-черты трудно переоценить. Важным её предназначением стало не только определение и защита границ государства российского, но и дальнейшая колонизация окраинных земель. В результате наш край, слывший до того как совершенно неудобный для мирного населения, стал быстро заселяться. Одна за другой вырастали слободы, распахивались дикие степи, возникали монастыри, близ которых стала зарождаться местная торговля.

Автор:Михаил Белых