Формула успеха

19 марта 2015, 16:00 1889

Пожалуй, редко имя артиста бывает известно и любимо сразу несколькими поколениями зрителей. Цена такой популярности, зачастую, понятна – талант, помноженный на трудолюбие и возведенный в степень счастливой случайности. Анатолий Алешин – российский певец, композитор и участник нескольких легендарных музыкальных коллективов, как раз из такой категории.

 

© Мичуринская правда - http://www.michpravda.ru/ (03/19/2015 - 16:45)

- Анатолий, в вашей жизни все эти три составляющие сложились в единую формулу успеха. Давайте начнем наш разговор все же не с этого, а с момента, как вы оказались в Мичуринске…
- Довольно неожиданно для себя. В 2009 году после реконструкции открылся городской кинотеатр «Октябрь». Мне тогда позвонил его руководитель Михаил Малахов. Он предложил приехать и выступить у них на сцене с моими песнями. Но мы решили сделать такую встречу несколько отличной от привычного концертного формата и посвятить её какому-то событию. Поскольку большая часть истории «Октября» тесно переплетается с историей великой страны, то остановились на теме Советского Союза. Так появились стилизованные дискотеки «Назад в СССР» - посвященные эпохе, с которой моё творчество связано процентов на 90 (улыбается).

- Кстати говоря, как вы относитесь к тому времени? «Времени застоя», как его часто порой называют…
- Любую эпоху вполне справедливо можно и ругать, и восхвалять. То время в нашей стране – не исключение. Но при этом надо понимать, что основная часть  - и в промышленности, и в спорте, и в культуре, чем гордится сегодняшняя Россия, создана именно в те годы. Отрицать это может только недалёкий человек. Я от первого лица могу говорить о музыкальной жизни страны тогда и сегодня. Не думаю, что кто-то будет всерьёз спорить со мной, если скажу, что лучшие песни были написаны и спеты в СССР. О причинах этого можно долго рассуждать. Но факт остается фактом.

- Вернёмся в наше время...Каким вы увидели Мичуринск?
- Мне, жителю столицы, он понравилось тогда и очень нравится сейчас. В моих словах нет ни грамма фальши. После московских пробок, суеты и шума – это место, где человек может жить спокойно и умиротворенно. С годами это понимаешь острее. Мичуринск – город с историей. Это видно по его улицам, зданиям. Жаль, что большая часть из них находится в столь плачевном состоянии. Он мог бы быть очень красивым городом. Это задача городского руководства сделать его уютным. Основа для этого есть. И потом, любой город - это не только и далеко не всегда  лишь архитектура. Это люди, живущие в нём. Могу с уверенностью сказать, что мичуринские зрители, приходящие на мои концерты, достойная публика.

- Вы играли, а точнее пели в вокально-инструментальном ансамбле «Веселые ребята» - одном из лучших советских музыкальных коллективов того времени
- Да. Это было в начале 70-х. В те годы «Веселые ребята» – звёздный коллектив: Вячеслав Малежик, Александр Буйнов, Александр Градский, Алла Пугачева. Эти имена и сегодня легко соберут любой зрительский зал. В это время в Москве, как грибы после дождя, стали появляться ВИА. И в один момент образовался дефицит квалифицированных музыкантов, способных играть в таком новом формате. В один из таких новых коллективов, «Весёлые ребята»,  меня привёл Александр Буйнов. Потом в моей биографии был «Аракс», различные другие яркие проекты, совместная работа с Александром Рыбниковым и Юрием Антоновым.

- И все же давайте поговорим о том, что является основным в некой условной формуле успеха артиста. Талант, работа или счастливый случай?
- Всё вместе, хотя у каждого в разных пропорциях. Но наличие всех трёх компонентов – обязательно. В моём случае мне сложно что-либо выделить. Мои родители  - люди, в общем-то, далёкие от музыки, тем более профессиональной. Они крестьяне, выходцы из Рязанской области, перебравшиеся в конце 20-х годов в Москву. Отец работал водителем трамвая. Хотя в нашем доме часто пели, когда, например, за столом собиралась компания. При чем довольно стройно, на несколько голосов. Папа, кстати, в молодости пел в деревенском церковном хоре. Мной же в этом плане никто не занимался. И вот однажды музыкальный педагог в детском саду (а я там был главным солистом детского хора), заметив мои вокальные способности, посоветовала папе: «Мальчик способный, ему надо учиться в музыкальной школе». Вскоре мы с отцом пришли туда, и у нас состоялась интересная беседа с преподавателями, которые «прослушивали» детей. Мне предложили учиться по классу «фортепьяно». Но папа, увидев стоящий тут же рояль, осторожно поинтересовался – «оно ли это?». Ему ответили: «Нет, это рояль. А пианино - размером со шкаф». «А сколько оно стоит?» - настороженно спросил он и, услышав, что цена составляет несколько тысяч, испугался. Отца смутила и стоимость инструмента, и его размеры. Мы ведь жили в небольшой квартире на окраине Москвы. Да и сумма была неподъёмная. «А что есть подешевле?» - с надеждой в голосе поинтересовался он. «Есть скрипка, стоит 80 рублей…». «Вот это то, что надо!» - обрадовался папа. Так я стал осваивать этот компактный, но очень нелегкий инструмент.

- А учёба в музыкальной школе нравилась?
- Не особенно. Хотя давалась легко, и я даже был лучшим учеником. Закончил школу и стал готовиться к поступлению в музучилище. Но тут опять на моём творческом пути появился отец. Он не был против дальнейшей учёбы там, но подошёл к проблеме с чисто бытовой точки зрения практичного человека. Отец спросил меня: «А какая в училище стипендия?». Я ответил: «20 рублей». Тогда папа говорит: «Ты знаешь, тут у нас есть радиотехнический техникум,  там стипендия 40 рублей. И друг твой Володька туда же поступает!».
Доводы были серьёзные. А я к тому же тогда увлекался радиолюбительством: паял, чертил схемы, собирал приёмники и т.д. Одним словом, подумав, решил поступать в радиотехнический на отделение «электро- и радиооборудование летательных аппаратов». Поступил и там же стал заниматься плаванием, которое мне очень нравилось и нравится до сих пор.  Один из моих друзей в техникуме однажды сказал мне: «Мы со старшим братом достали фотографии нот и текстов песен «Биттлз», давай сделаем свой ансамбль и будем играть на танцах!» Выбор пал на меня не случайно - я единственный из той компании знал ноты. Так в 1967 году в Москве появилась группа «Ветер перемен», в которой я стал играть и петь. Тогда все московские группы играли приблизительно одинаковую музыку. Это были перепевки «Битлов» и «Роллингов». В это время только-только начинало появляться наше собственное авторское творчество.

- Говорят, что "Судьба играет человеком, а человек играет на трубе...". Это как-то применимо в качестве поправки к той условной формуле?
- Вполне (смеется). Но точного ответа на этот вопрос я не знаю до сих пор. Знаю только, что если чего-то из тех трёх составляющих нет или их просто маловато, то формула не пригодится…