Лента новостей
Статья3 мая 2017, 08:32

ЕГЭ: точка невозврата

Кто-то произнесёт: «Наконец-то высокие чины прислушались к общественному мнению: ЕГЭ - продукт действительно сыроватый и его нужно срочно дорабатывать». Другие же недоумённо на это возразят: «Зачем же модернизировать то, что изначально ложно, ЕГЭ непременно нужно отменять!».

Фото из архива Вадима Измайлова.
Фото из архива Вадима Измайлова.

За восемь лет своего официального существования ЕГЭ, на самом деле, изменился. Если внимательно посмотреть и сравнить варианты ЕГЭ-2016 с образцами пятилетней давности, можно заметить, что Единый государственный экзамен отходит от тестовой формы с традиционными четырьмя вариантами ответов к одному несложному вопросу.
В этом году, по словам руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергея Кравцова, принято решение отказаться от тестовой части ещё в трёх предметах - химии, физики и биологии. Таким образом, после этого заявления тесты остались только в одном предмете - английском языке.

Зачем?

Введение ЕГЭ в России вызвало огромный общественный резонанс - зачем нужно было вводить тестовую систему оценки знаний и отказываться от прежней формы.
По словам ведущего специалиста управления народного образования администрации Мичуринска Натальи Бабайцевой, ЕГЭ позволил исключить субъективную оценку знаний. «Раньше ученик сдавал выпускной экзамен в своей родной школе, и его экзаменовали знакомые учителя. В этот момент срабатывал человеческий фактор. К примеру, экзаменатор мог проявить снисходительность. Как поясняет специалист, введение Единого госэкзамена также позволило детям из глубинки поступать в престижные вузы. «Можно сказать, что ЕГЭ дисциплинировало детей и сделало процедуру сдачи экзамена прозрачной», - подытоживает Наталья Львовна.
По мнению учителя русского языка и истории Мичуринского лицея Светланы Мантровой, ЕГЭ, конечно, не панацея от всех бед. Но в то же время она считает, что единый экзамен способствует оптимизации образовательного процесса. «Если к ЕГЭ подходить ни как к самоцели, то есть без всякого натаскивания учеников, а как к инструменту проверки знаний, то единый экзамен - неплохой вариант». Светлана Александровна также видит в процессе модернизации ЕГЭ исправление ранее допущенных ошибок: «Увлечение западными технологиями в образовании без учёта собственного опыта, основанного на глубине и на детальном изучении материала, привело к неким погрешностям в начале пути. Но сейчас отчётливо видны положительные изменения в КИМах (контрольно-измерительных материалах). В них появились задания, ориентированные на логическое и творческое мышление. Например, взять ЕГЭ по истории - теперь ученику требуется «не угадать» ответ, а выстроить причинно-следственную связь и проанализировать исторические процессы».
Недавно на одном из информационных порталов России появилось интервью с бывшим министром образования, родоначальником ЕГЭ Андреем Фурсенко. На его электронных страницах он оценил результаты своего детища: «Я всегда считал, что первоначальная тестовая система не является неотъемлемой частью ЕГЭ. Важны основополагающие моменты: первое - система отделила тех, кто учил, от тех, кто оценивает знания, второе - она едина для всех и даёт равные шансы всем ребятам, независимо от того, где они живут и в какой школе учились. Важно также, что появилась конкуренция среди вузов за студента, а не только студентов за вуз».
Итак, мы видим, что введение ЕГЭ способствовало росту числа студентов из провинции, поступивших в престижные вузы, появилась объективность оценки знаний. Важным можно считать упрощение процедуры сдачи экзамена и приёма в вузы, то есть одним экзаменом заменяются выпускные и вступительные, появилась возможность подавать документы в разные учебные заведения одновременно.

Ситуация
в Мичуринске

В этом году в нашем городе 423 выпускника школ планируют сдать Единый государственный экзамен. Наиболее популярными предметами для сдачи выбраны математика (профильный уровень), обществознание, история, физика, биология. А вот самой невостребованной осталась география.
Особенностью этого года стало возросшее число выпускников прошлых лет, желающих сдать повторно ЕГЭ. Таких добровольцев набралось уже 53 человека. Как отметила Наталья Бабайцева, это связано в первую очередь с возросшей ответственностью у детей и их родителей. Выпускники стремятся повышать свой уровень образования и желают поступать в элитные вузы страны. «К примеру, абитуриент мечтал поступить в МГИМО, но ему не хватило для зачисления нескольких баллов, и вот теперь, спустя год, он хочет набрать недостающие единицы, - рассказывает Наталья Львовна. - Ученики действительно сейчас рассчитывают только на свои знания, и не надеются на списывание».
Стоит отметить, что процедура ЕГЭ задействует не только выпускников школ, но и учителей. Каждый год педагоги посещают различные конференции и вебинары с целью повышения квалификации. На подобных встречах ведутся обсуждения новых заданий в КИМах или проводится анализ и разбор ошибок, допущенных в подготовке к ЕГЭ.

Немного
о психологии

Сейчас страсти вокруг сдачи ЕГЭ немного поутихли. Родители и дети адаптировались к требованиям государственной аттестации. Между тем психологическое давление на ребёнка оказывается колоссальное - нужно сдать экзамен, от результата которого зависит дальнейшая судьба выпускника. Из-за этого растут волнение и нервозность. Хотя специалисты образования успокаивают, говоря, что если выпускник учился и выполнял все задания, то сложностей со сдачей ЕГЭ у него не возникнет. Но не всё так просто - нередко случалось и случается, что ученик эмоционально «перегорает», проявляя неуверенность на экзамене, несмотря на то, что всё знает.
Мы попросили психолога мичуринской школы № 7 Галину Попову дать совет родителям будущих выпускников: «Психологическая поддержка, безусловно, влияет на успешную сдачу государственной аттестации. Самое главное в ходе подготовки к экзаменам - снизить напряжение и тревожность ребёнка. Важно сдерживать отрицательные эмоции и демонстрировать ему спокойствие, терпение, доброжелательный настрой. Исключите повышенный тон, нервозность в общении с ним. Чутко реагируйте на его просьбы, если он обращается к вам за помощью или советом. Настраивайте детей на то, что у них всё получится. Помогите, если того требует ситуация, в составлении плана или расписания рабочего времени на период экзамена».

Что дальше?

Подведём итоги. Посмотрим на проблему беспристрастно. Цели ЕГЭ, несомненно, были благородными и глобальными - сделать оценку знаний более объективной, избавиться от коррупции, запустить так называемые социальные лифты, то есть предоставить возможность ребятам из небогатых семей поступать в элитные вузы. А вот средства достижения целей до конца не были продуманы. И теперь, как мы видим, идёт естественный и болезненный путь адаптации «заграничного» ЕГЭ к русской «непонятной» душе.
Новый министр образования России Ольга Васильева в интервью информационному агентству ТАСС по этому поводу отметила следующее: «Мы будем идти по пути ЕГЭ. Однако хочу ещё раз подчеркнуть, что предела совершенству быть не может. Но я не думаю, что произойдут какие-то кардинальные изменения, будет отшлифовываться то, что уже есть, в частности сокращение тестовой части. И я повторяю, что сделаю всё возможное, чтобы никаких натаскиваний на ЕГЭ не было после уроков, потому что если программа пройдена, то страха на экзамене просто не должно быть». Высказывание чётко и понятно разъясняет нам, что совершенствование ЕГЭ продолжится, и об отмене пресловутого единого экзамена речи не идёт. Этому есть разумное объяснение - на реформу потрачено огромное количество денег и сил, а самое главное, утеряно время - невозобновляемый ресурс. Больше 16 лет (здесь учтён период апробации экзамена) мы потратили на создание новой системы образования. И снова менять курс на что-то другое было бы нелогично. В завершение хочется напомнить ещё об одном важном моменте. ЕГЭ не изменил устоявшуюся формулу «учитель - ученик», и учебный процесс по-прежнему зависит от профессионализма учителя и желания ученика впитывать новые знания.

Кстати

Немногие знают, что родоначальники единого тестового экзамена не американцы, как у нас принято думать. Впервые подобное испытание появилось в 1967 году во Франции. Но уже спустя несколько лет от нововведения французские власти отказались. Зато тестовая система оценки знаний успешно прижилась в США.
Первые прообразы ЕГЭ появились в России в 1997 году, когда в отдельных школах начали проводить эксперименты по добровольному тестированию выпускников.
Автором идеи Единого государственного экзамена в России стал Владимир Филиппов, возглавлявший Министерство образования с 1998 по 2004 год. Именно он начал масштабную реформу отечественного образования: присоединение России к Болонскому процессу с разделением высшего образования на бакалавриат и магистратуру, создание новых образовательных стандартов.

Автор:Павел Хотунцев