За восемь лет своего официального существования ЕГЭ, на самом деле, изменился. Если внимательно посмотреть и сравнить варианты ЕГЭ-2016 с образцами пятилетней давности, можно заметить, что Единый государственный экзамен отходит от тестовой формы с традиционными четырьмя вариантами ответов к одному несложному вопросу.
В этом году, по словам руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергея Кравцова, принято решение отказаться от тестовой части ещё в трёх предметах - химии, физики и биологии. Таким образом, после этого заявления тесты остались только в одном предмете - английском языке.
Зачем?
Введение ЕГЭ в России вызвало огромный общественный резонанс - зачем нужно было вводить тестовую систему оценки знаний и отказываться от прежней формы.
По словам ведущего специалиста управления народного образования администрации Мичуринска Натальи Бабайцевой, ЕГЭ позволил исключить субъективную оценку знаний. «Раньше ученик сдавал выпускной экзамен в своей родной школе, и его экзаменовали знакомые учителя. В этот момент срабатывал человеческий фактор. К примеру, экзаменатор мог проявить снисходительность. Как поясняет специалист, введение Единого госэкзамена также позволило детям из глубинки поступать в престижные вузы. «Можно сказать, что ЕГЭ дисциплинировало детей и сделало процедуру сдачи экзамена прозрачной», - подытоживает Наталья Львовна.
По мнению учителя русского языка и истории Мичуринского лицея Светланы Мантровой, ЕГЭ, конечно, не панацея от всех бед. Но в то же время она считает, что единый экзамен способствует оптимизации образовательного процесса. «Если к ЕГЭ подходить ни как к самоцели, то есть без всякого натаскивания учеников, а как к инструменту проверки знаний, то единый экзамен - неплохой вариант». Светлана Александровна также видит в процессе модернизации ЕГЭ исправление ранее допущенных ошибок: «Увлечение западными технологиями в образовании без учёта собственного опыта, основанного на глубине и на детальном изучении материала, привело к неким погрешностям в начале пути. Но сейчас отчётливо видны положительные изменения в КИМах (контрольно-измерительных материалах). В них появились задания, ориентированные на логическое и творческое мышление. Например, взять ЕГЭ по истории - теперь ученику требуется «не угадать» ответ, а выстроить причинно-следственную связь и проанализировать исторические процессы».
Недавно на одном из информационных порталов России появилось интервью с бывшим министром образования, родоначальником ЕГЭ Андреем Фурсенко. На его электронных страницах он оценил результаты своего детища: «Я всегда считал, что первоначальная тестовая система не является неотъемлемой частью ЕГЭ. Важны основополагающие моменты: первое - система отделила тех, кто учил, от тех, кто оценивает знания, второе - она едина для всех и даёт равные шансы всем ребятам, независимо от того, где они живут и в какой школе учились. Важно также, что появилась конкуренция среди вузов за студента, а не только студентов за вуз».
Итак, мы видим, что введение ЕГЭ способствовало росту числа студентов из провинции, поступивших в престижные вузы, появилась объективность оценки знаний. Важным можно считать упрощение процедуры сдачи экзамена и приёма в вузы, то есть одним экзаменом заменяются выпускные и вступительные, появилась возможность подавать документы в разные учебные заведения одновременно.
Ситуация
в Мичуринске
В этом году в нашем городе 423 выпускника школ планируют сдать Единый государственный экзамен. Наиболее популярными предметами для сдачи выбраны математика (профильный уровень), обществознание, история, физика, биология. А вот самой невостребованной осталась география.
Особенностью этого года стало возросшее число выпускников прошлых лет, желающих сдать повторно ЕГЭ. Таких добровольцев набралось уже 53 человека. Как отметила Наталья Бабайцева, это связано в первую очередь с возросшей ответственностью у детей и их родителей. Выпускники стремятся повышать свой уровень образования и желают поступать в элитные вузы страны. «К примеру, абитуриент мечтал поступить в МГИМО, но ему не хватило для зачисления нескольких баллов, и вот теперь, спустя год, он хочет набрать недостающие единицы, - рассказывает Наталья Львовна. - Ученики действительно сейчас рассчитывают только на свои знания, и не надеются на списывание».
Стоит отметить, что процедура ЕГЭ задействует не только выпускников школ, но и учителей. Каждый год педагоги посещают различные конференции и вебинары с целью повышения квалификации. На подобных встречах ведутся обсуждения новых заданий в КИМах или проводится анализ и разбор ошибок, допущенных в подготовке к ЕГЭ.
Немного
о психологии
Сейчас страсти вокруг сдачи ЕГЭ немного поутихли. Родители и дети адаптировались к требованиям государственной аттестации. Между тем психологическое давление на ребёнка оказывается колоссальное - нужно сдать экзамен, от результата которого зависит дальнейшая судьба выпускника. Из-за этого растут волнение и нервозность. Хотя специалисты образования успокаивают, говоря, что если выпускник учился и выполнял все задания, то сложностей со сдачей ЕГЭ у него не возникнет. Но не всё так просто - нередко случалось и случается, что ученик эмоционально «перегорает», проявляя неуверенность на экзамене, несмотря на то, что всё знает.
Мы попросили психолога мичуринской школы № 7 Галину Попову дать совет родителям будущих выпускников: «Психологическая поддержка, безусловно, влияет на успешную сдачу государственной аттестации. Самое главное в ходе подготовки к экзаменам - снизить напряжение и тревожность ребёнка. Важно сдерживать отрицательные эмоции и демонстрировать ему спокойствие, терпение, доброжелательный настрой. Исключите повышенный тон, нервозность в общении с ним. Чутко реагируйте на его просьбы, если он обращается к вам за помощью или советом. Настраивайте детей на то, что у них всё получится. Помогите, если того требует ситуация, в составлении плана или расписания рабочего времени на период экзамена».
Что дальше?
Подведём итоги. Посмотрим на проблему беспристрастно. Цели ЕГЭ, несомненно, были благородными и глобальными - сделать оценку знаний более объективной, избавиться от коррупции, запустить так называемые социальные лифты, то есть предоставить возможность ребятам из небогатых семей поступать в элитные вузы. А вот средства достижения целей до конца не были продуманы. И теперь, как мы видим, идёт естественный и болезненный путь адаптации «заграничного» ЕГЭ к русской «непонятной» душе.
Новый министр образования России Ольга Васильева в интервью информационному агентству ТАСС по этому поводу отметила следующее: «Мы будем идти по пути ЕГЭ. Однако хочу ещё раз подчеркнуть, что предела совершенству быть не может. Но я не думаю, что произойдут какие-то кардинальные изменения, будет отшлифовываться то, что уже есть, в частности сокращение тестовой части. И я повторяю, что сделаю всё возможное, чтобы никаких натаскиваний на ЕГЭ не было после уроков, потому что если программа пройдена, то страха на экзамене просто не должно быть». Высказывание чётко и понятно разъясняет нам, что совершенствование ЕГЭ продолжится, и об отмене пресловутого единого экзамена речи не идёт. Этому есть разумное объяснение - на реформу потрачено огромное количество денег и сил, а самое главное, утеряно время - невозобновляемый ресурс. Больше 16 лет (здесь учтён период апробации экзамена) мы потратили на создание новой системы образования. И снова менять курс на что-то другое было бы нелогично. В завершение хочется напомнить ещё об одном важном моменте. ЕГЭ не изменил устоявшуюся формулу «учитель - ученик», и учебный процесс по-прежнему зависит от профессионализма учителя и желания ученика впитывать новые знания.
Кстати
Немногие знают, что родоначальники единого тестового экзамена не американцы, как у нас принято думать. Впервые подобное испытание появилось в 1967 году во Франции. Но уже спустя несколько лет от нововведения французские власти отказались. Зато тестовая система оценки знаний успешно прижилась в США.
Первые прообразы ЕГЭ появились в России в 1997 году, когда в отдельных школах начали проводить эксперименты по добровольному тестированию выпускников.
Автором идеи Единого государственного экзамена в России стал Владимир Филиппов, возглавлявший Министерство образования с 1998 по 2004 год. Именно он начал масштабную реформу отечественного образования: присоединение России к Болонскому процессу с разделением высшего образования на бакалавриат и магистратуру, создание новых образовательных стандартов.