Лента новостей
Статья25 ноября 2023, 10:24

Труд созидательный и бескорыстный. Чему можно научить на уроках технологии, рассказывает педагог мичуринской школы

Для тех, кто учился в советские и ещё не ушедшие в глубь истории постсоветские годы, школьные занятия по технологии остались уроками трудов. На них девочки учились готовить, а мальчики — держать в руках молоток и изготавливать простейшие предметы домашнего обихода.

На уроке в Заворонежской школе
На уроке в Заворонежской школеФото: Елена Потапова

Чтобы узнать, как проходят уроки технологии в современных школах, заглянем в средние классы Заворонежской школы Мичуринского муниципального округа.

Светлая мастерская с подсобными помещениями. За столами — ребята, причём из разных классов. Отнюдь не идеальная тишина, напротив, сосредоточенный гул рабочей атмосферы. В нём слышны уточняющие вопросы, шорох разрезаемого картона, порой звонкие, радостные восклицания и смех. Оно и понятно — работают же дети, которым, как утверждал французский писатель Виктор Гюго, под силу сделать труд весëлым.

При ближайшем рассмотрении становится ясно — ребята увлечëнно мастерят окопные свечи для участников СВО.

Сергей Галушкин показывает, как правильно сворачивать картонную ленту в плотный рулон
Сергей Галушкин показывает, как правильно сворачивать картонную ленту в плотный рулонФото: Елена Потапова

Руководит всем этим процессом учитель технологии Сергей Галушкин.

У каждой группы учеников — свой участок производственного цикла. Одни готовят воск под переплавку, другие нарезают картонные ленты и плотной улиткой укладывают их в жестяные банки. Самые аккуратные следят за переправкой и заливают воск. Всегда рядом с ними в этот ответственный момент учитель технологии.

— Сейчас мы переживаем период, когда никто не имеет права оставаться в стороне. Окопную свечу под силу сделать каждому. Но для меня ещё важно, чтобы дети понимали, для чего и для кого они это делают,
говорит Сергей Галушкин.
Труд созидательный и бескорыстный. Чему можно научить на уроках технологии, рассказывает педагог мичуринской школы
Фото: Елена Потапова

Свечи ребята изготавливают с марта этого года. Прежде чем поставить их производство на поток, нужно было раздобыть материалы. Постепенно в процесс включилось много людей, в том числе не связанных со школой.

Картонные коробки приносят ученики и учителя, часть упаковочного материала отдают в торговых точках. Жестяные банки собирают всем миром, с их обеспечением также помогает руководитель мичуринского мясокомбината Сергей Летуновский.

Сложнее всего с воском или парафином, его на 3-4 банки требуется порядка одного литра.

Труд созидательный и бескорыстный. Чему можно научить на уроках технологии, рассказывает педагог мичуринской школы
Фото: Елена Потапова

О поставках использованного воска от свечей учитель договорился с городским храмом в честь иконы Всех скорбящих радость.

После церковной службы, возле годами и десятилетиями намоленных икон (Скорбящинский храм был единственной открытой в городе обителью Божией во времена богоборчества) бесформенные расплавленные кусочки бережно собирают, чтобы дать им новую жизнь.

Труд созидательный и бескорыстный. Чему можно научить на уроках технологии, рассказывает педагог мичуринской школы
Фото: Елена Потапова

Воск, принесённый из церкви, создаëт особенную атмосферу, ребята верят, что огонëк такой свечи согреет не только тело, но и душу.

Его переплавляют на водяной бане, а потом в два этапа заливают в заготовку окопной свечи — сначала пропитывают воском картон, затем доливают до краёв.

Осталось дождаться полного остывания воска, и свеча готова. Гореть она может порядка 4-6 часов и отдавать при этом довольно много тепла. Трём свечам, установленным в печку-буржуйку, вполне по силам согреть палатку в холода.

Труд созидательный и бескорыстный. Чему можно научить на уроках технологии, рассказывает педагог мичуринской школы
Фото: Елена Потапова
— Парни говорят, что такая свеча домом пахнет,
задумчиво поясняет Сергей.

Дети не только научились мастерить свечи, но и узнали о том, как появились эти нехитрые источники света и тепла. Об этом им рассказал их наставник (Сергей Галушкин, кстати, учитель истории по образованию, окончил в 2012 году Мичуринский государственный педагогический институт, ныне это Социально-педагогический институт Мичуринского ГАУ).

— Окопные или блиндажные свечи известны ещё со времён позиционной войны, когда в Первую мировую солдаты были вынуждены долго жить в окопах. Свечи можно использовать для разогрева пищи, они помогут быстро разжечь костёр, вскипятить воду, согреть руки или ноги. Огонь у свечи локальный, его трудно рассмотреть. Свеча немного коптит, но не выделяет дыма,
рассказывает учитель Заворонежской школы.
Труд созидательный и бескорыстный. Чему можно научить на уроках технологии, рассказывает педагог мичуринской школы
Фото: Елена Потапова

В зону СВО дети передали уже порядка 1000 свечей.

— На самом деле свечи делать нетрудно, и мы будем рады, если они помогут согреть наших солдат, защищающих нас,
говорит ученик 8а класса Александр Нестеров.

Свечи мастерят ребята 5, 6, 7, 8 классов. В свободное время и по собственной инициативе на уроки технологии приходят ученики из других классов.

— Прибегают и дети постарше: «Сергей Валерьевич, говорят, у нас секция через полтора часа, можно мы вам пока поможем». Я не отказываю. Нужно помогать. Кто чем может,
с улыбкой рассказывает педагог.
Труд созидательный и бескорыстный. Чему можно научить на уроках технологии, рассказывает педагог мичуринской школы
Фото: Елена Потапова

Внимательный взгляд заметит в мастерской ящики для рассады, деревянные кормушки, подставки для салфеток, явно сделанные своими руками. Сейчас они стоят в стороне, у детей и учителя есть другое задание, которое не входит в школьную программу, зато закладывает очередные, очень прочные кирпичики в основу патриотического воспитания.

Уроки технологии в Заворонежской школе включают основы шитья и кулинарии для девочек, основы дерево- и металлообработки для мальчиков. По инициативе педагога Сергея Галушкина в программу обучения введены изготовление окопных свечей и изучение агротехнических приёмов. 

Человеку, получившему советское образование, сложно назвать такие занятия уроками технологии. Не вмещает это словосочетание всего, чему здесь учат. Ведь учат здесь в первую очередь труду, труду бескорыстному и созидающему.

— Блиндажные свечи, на мой взгляд, универсальная модель патриотического воспитания, включающая уроки истории, практику и единение с нашими военнослужащими, участниками СВО,
считает учитель.
Труд созидательный и бескорыстный. Чему можно научить на уроках технологии, рассказывает педагог мичуринской школы
Фото: Елена Потапова

Ребята вместе с учителем проверяли как горит сделанная своими руками свеча. Устойчивым, ярким, согревающим огоньком. На несколько секунд каждый мысленно оказался там, где эти свечи очень нужны, как источник тепла и света, залог мирного неба и яркого солнца.

Сергей Галушкин инициировал создание в школе объединения по шашкам и шахматам, сам увлекается исторической реконструкцией, ежегодно участвует в масштабном, аутентичном фестивале «Русборг». В сфере его интересов — вооружение древних народов и русских воинов, их доспехи, особенности ведения боя.

На слёте православной молодёжи Сергей Галушкин рассказывает о вооружении Древней Руси
На слёте православной молодёжи Сергей Галушкин рассказывает о вооружении Древней РусиФото: архив редакции
— Русский народ всегда отличали мужество, умение сплотиться, выстоять и победить. Об этом говорят уроки истории. Это доказывают наши ребята на линии СВО. Они делают всë для того, чтобы наши дети и внуки знали войну лишь по учебникам и историческим реконструкциям. Мы не имеем права оставаться в стороне!
уверен учитель.
Автор:Елена Потапова