Лента новостей
Статья15 февраля 2014, 01:00

Два года - две медали

А.И. Масягин.
А.И. Масягин.

Далёкий Афганистан. В 80-е годы XX века о происходящем там люди в Союзе знали мало. От населения тщательно скрывались многие события, факты. А как утаить истину, если во многие населённые пункты страны, в том числе Мичуринск и Мичуринский район, доставлялись грузы 200 (цинковые гробы с телами погибших)?! И вскоре понятие интернациональный долг многие в своём сознании переосмыслили, всё чаще и чаще называя боевые действия в Демократической Республике Афганистан Афганской войной.

Не берусь судить тех военнослужащих, кто отказывался служить в Афганистане, некоторые ради этого даже увольнялись из рядов Вооружённых сил. А наш земляк Алексей Иванович Масягин написал рапорт с просьбой о добровольном направлении в «горячую точку».
Герой моего очерка родился 19 марта 1956 года в городе Мичуринске. После окончания школы №16 устроился механиком швейных машин на фабрику «Динамо», женился. От армии не прятался, в 1975 пошёл служить. Курсы молодого бойца Алексей прошёл в Ижевске в инженерных войсках. Временные трудности переносил достойно, по-мужски, никогда ни на что не жаловался.
Вернувшись домой, вчерашний солдат решил связать жизнь с военной службой. Судьба привела его в авиационный полк, размещавшийся здесь же, в Мичуринске. Сначала, будучи механиком, он обслуживал самолёты Ил-28, а затем, уже техником - чешские Л-29. Узнав об афганские событиях, Алексей Масягин вместе с другими сослуживцами счёл единственно верным решением выполнить интернациональный долг. 20 августа 1986 года Алексей Иванович был уже в Афганистане. Оказался в 105-м отдельном авиационном автобате. Прошёл путь от инструктора до начальника штаба.
Часть базировалась в Шинданде. Военнослужащие перевозили боеприпасы от Тарагунди до Кандагара. Как это трудно, рискованно – и говорить не приходится. Опасность поджидала повсюду: снайперы вели прицельный огонь, душманы устраивали засады, минировали дороги… Требовалось быть готовым в любой момент отражать атаки противника, находить выход в самых экстремальных ситуациях. Именно поэтому у каждой колонны, везущей боеприпасы к месту назначения, было своё прикрытие в виде машины с зенитной установкой.
Умелые действия зенитчиков часто спасали людей и машины от уничтожения. Однако не обходилось и без трагических случаев. Алексей Иванович рассказал, как однажды рижская колонна, ехавшая перед ними, попала под обстрел. Душманы окружили её. Бой длился восемь часов. Погибли все. Об этом событии А.И. Масягин до сих пор вспоминает с болью: «Мы слышали стрельбу, видели поднимавшиеся к небу клубы дыма. К сожалению, помочь не могли. Наша колонна стояла, так как топливо кончилось, машины не могли сдвинуться с места».
Несколько раз Алексей Иванович, рискуя собственной жизнью, выручал боевых товарищей. Однажды во время прорыва к Кандагару ранило командира зенитной установки. Ни секунды не раздумывая, Масягин занял его место. Отстреливался до тех пор, пока вся колонна не прошла, и лишь тогда отправился следом. За этот подвиг в 1987 году Алексей Иванович Масягин удостоился медали «За боевые заслуги». Через некоторое время ситуация повторилась. Он снова не растерялся. Занял место командира зенитной установки и отстреливался, нанося удары по устроившим засаду душманам. Спас людей, боеприпасы и сам, к счастью, уцелел. За это был награждён медалью «За отвагу». Вручали её уже в Мичуринске. Всего на счету героя двадцать два боевых рейса.
Конечно, были потери, о которых ветеран до сих пор вспоминает с болью: «Первым у нас погиб Михаил Шевченко. Его тело при взрыве выбросило из машины на тридцать метров. Смерть наступила мгновенно. Мы все очень переживали его гибель». В одном уверен воин-интернационалист: потерь могло быть значительно больше, если бы не боевое братство. Многое довелось пережить и перечувствовать нашему земляку за два года службы в Афганистане. События, участником которых он стал, могли бы лечь в основу остросюжетных повестей и романов.
14 августа 1988 года А.И. Масягин вернулся в Мичуринск, продолжал службу в авиационном полку техником до 1994 года, пока не попал под сокращение.
Алексей Иванович живёт в родном городе. Рядом – верная жена Татьяна. У Алексея Ивановича двое детей. Сын Иван - священник, проживает в Котовске вместе с женой и четырьмя детьми. Дочь Ирина со своей семьёй - в Мичуринске. В этом и заключается человеческое счастье А.И. Масягина, честно выполнившего интернациональный долг в Афганистане.

Автор:Надежда Ралдугина