Лента новостей
Статья2 февраля 2013, 01:00

Души неясные приметы...

“Улица детства” (2003 г.).
“Улица детства” (2003 г.).

Художник Анатолий Солопов - штрихи к портрету, творческому и человеческому.

Один из минувших сентябрьских дней прошлого годат одарил меня неожиданным (но вполне внутренне предвиденным) явлением в прямоугольнике калитки, как в раме картины, человека с седой бородой и двумя женщинами с ним. Мы обнялись. Это был мой друг с юношеских лет Толя Солопов с женой, давно мне знакомой Натальей, и красавицей дочерью Марией, тоже известной мне, но по письмам.
На обложке подаренного мне поистине драгоценного альбома-каталога (2012 год) живописи "Отражение души" (так будет называться и выставка работ Анатолия в родном Мичурнске) экслибрис - знак зодиака начала зимы - Стрелец во всём его великолепии звёздного небожителя. А мне, одному из друзей нашей с ним юности, и напоминать не надо, что он под Стрельцом родился. В самом начале зимы грозного 1941 года. Как и другой мой, и наш, кажется, общий с ним друг - Миша Бойцов. Покойный, к сожалению. Тоже по- своему художник - в педагогике… Ему сейчас было бы, сколько и Толе, - 71, как и войне той, проклятой, во всём её победном нашем величии…
С трепетом листаю страницы альбома под невольное звучание на память - "Любите живопись, поэты, ведь ей единственной дано души неясные приметы переносить на полотно".
Души приметы, да ещё неясные… Возможно ли отражение неясного и неопределённого на душе? И тут на выручку - другие, тоже по памяти, стихи: "Уходите мысли восвояси, обнимись души и моря глубь… Тот, кто постоянно ясен, тот, по-моему, просто глуп".
Мы последние годы переписывались с Анатолием. Он тяжело болел. Уязвлено было наиважнейшее для человека, а уж если ты живописец и подавно, - зрение. Толя, сколько я его помню, носил очки.
Решился на операцию: или-или. Кажется, благополучно. Во всяком случае передо мной на этот раз он предстал без окуляров. Москва всё-таки, и он как-никак член Союза советских художников с 1977 года.
В самом конце 2011-го он мне напишет: "…Понемногу стал работать. Пишу темперой на холсте. Маслом никак нельзя - запах от краски и разбавителя. "А о чём писать? На то не наша воля!.." (Николай Рубцов).
Написал картину "Сон". Сейчас пишу "Жерновецкий ковчежец". Осенью сделал две работы в заброшенном саду поэта О. Чухонцева, одна из них -"Где живёт осень".
В выставках давно не участвую, но на выставки хожу. Саврасов, Левитан, "Святая Русь". Скоро будет выставка К. Коровина. На "Святой Руси" был за день до закрытия. Выставка замечательная, но народу было очень мало. Народ ломился в Пушкинский музей на… Сальвадора Дали…
Стихи твои понравились. Как козловский - козловского поздравляю тебя с хорошим стихотворным сборником! ("Шаги командора", 2011 год. (В.К).
По второму разу прочитываю и в некоторых нахожу созвучие своей душе: детство, война и многие другие, их большинство. Отдельные стихи мне не близки из-за упоминания некоторых поэтов: О. Мандельштам, А. Ахматова, Б. Пастернак. Они чужды мне по сути своей. В них нет чувства Родины и переживания за судьбу её: "С каждой избою и тучею, с громом, готовым упасть, чувствую самую жгучую, самую смертную связь…" (Николай Рубцов)”.
Я мог бы поспорить с Толей и прочесть ему из Мандельштама, сказавшего о себе в чернозёмной столице нашей - Воронеже: "Что за фамилия чёртова - как её не вывёртывай, криво звучит, а не прямо!". И тогда же, в Воронеже, в 1935-м: "…У чужих людей мне плохо спится, и своя-то жизнь мне не близка".
Да, любите живопись поэты… Осип Мандельштам, самый, пожалуй, трагический из русских поэтов (а разве любимый Толин, и мой, кстати, Николай Рубцов, по-своему не трагичен?), написавший: "Улыбнись, ягнёнок гневный, с Рафаэлева холста, на холсте уста вселенной, но она уже не та… На холсте черствее хлеба - молодых тростинки рощ, и плывёт углами неба восхитительная мощь", не нуждается в такой подсказке. И другое, его же: "Как светотени мученик Рембрандт, я глубоко ушёл в немеющее время… Простишь ли ты меня, великолепный брат, и мастер и отец черно-зелёной теми…".
Питомец мичуринского художника-педагога Аркадия Платицина, затем Курского художественно-графического училища, Суриковского института, участник всесоюзных и международных выставок с 1972 года, рисовавший едва ли не во всех краях и республиках Страны Советов, современный русский живописец Анатолий Солопов навсегда наш - козловец-мичуринец. Вот и прошлогодняя сентябрьская его выставка в залах Герасимовского мемориала под девизом "Отражение души" тому свидетельство.
И снова из недавнего мне письма Анатолия.
"…Аркадий Васильевич Платицин прислал мне письмо. 88 лет ему. Писать письма ему очень трудно, но кое-как он сам написал. Пишет: "Подытоживаю свой Век. Скучаю о вас. Живу в одиночестве...".
Посвятил ему рассказ небольшой "Черновецкий ковчежец", отослал…
С уважением и любовью - Анатолий, Наталья, Мария Солоповы: с наступающим Новым годом!..".
Будет ещё весточка.
"…Большое спасибо тебе за письмо и номера газеты ”Мичуринская правда”. Наталья (жена) целый день читала до последнего объявленьица. Дюже соскучилась по городу любимому.
Дел много навалилось. Составляем небольшой каталог к выставке. Маша (дочь) подготовила публикацию в журнал "Образ преподобного Серафима Саровского в графической серии Анатолия Солопова"… Соскучился по маслу, потеплеет - потянет на природу"…
Хорошо знакомая мичуринцам по одной из прежних выставок в Герасимовском музее графическая серия, посвящённая чудотворцу Серафиму Саровскому, - по-моему, одна из бесспорных побед Анатолия Солопова на его духовном и профессиональном поприще…
…И снова строки из переписки с Анатолием.
"…О смерти Василия Платицина (старший сын А.В. Платицина) узнал только 25 февраля. Расстроился. Василий был мне близок по духу и очень дорог. Будем помнить и молитвенно поминать…".
…Подарил мне Анатолий альбом своих живописных работ, и уходящие краски жизни вдруг обновились, ожили на альбомных листах. Как будто при мне рождались и эти по-молодому яркие полотна. Про бабу, к примеру, с выводком утят из миниатюры "Жерновецкий ковчежец". Ту, что рассказала ему, сидящему за мольбертом, сон свой, как она испила водицы из святого источника у храма Николы-чудотворца. Восхитится простодушно баба изображённой на картоне красотой, а он ещё и первую неожиданную зрительницу эту нарисует летящей с бидончиком за святой водой…
Искусство художника-реалиста - это тогда святая вода, когда мастер окроплён ею из народного источника.
Ещё одну картину Анатолий посвятит живой легенде Козлова-Мичуринска - Аркадию Васильевичу Платицину. Тут, на одном из листов альбома с узнаваемыми мотивами нашего города, есть и превосходный портрет художника-педагога.
Весной наступившего года (дай Бог здоровья ему и нам, грешным) "птенцы гнезда Аркаши Платицина", как называют себя бывшие его воспитанники, отметят девяностолетие Учителя.

Автор:Виктор Кострикин