Лента новостей
Статья20 июня 2017, 15:21

Дорога в небо начинается с земли

Сегодня уже никто не оспорит, что Мичуринск - город с прочными авиационными традициями

И.Е. Штанько с деталью будущего летательного аппарата. Фото Михаила Белых.
И.Е. Штанько с деталью будущего летательного аппарата. Фото Михаила Белых.

Здесь в начале 1950 годов размещался одноимённый учебный авиационный полк (ныне - учебная авиационная база), с 1957 года действует крупный машиностроительный завод, продукция которого используется в современной авионике, а в начале прошлого века горожанам был хорошо известен студент
К.К. Мягков, который с помощью слесаря построил аэроплан собственной конструкции.
Согласно дошедшим до нас описаниям летательный аппарат был конусообразной формы длиной в две с четвертью сажени с одним закрытым местом в середине. В движение он должен был приводиться «сжатым в цилиндре бензином». Как сообщали газеты того времени, «причиной медлительности стало неполучение им из-за границы некоторых частей, приобретённых впоследствии в Санкт-Петербурге». К сожалению, неизвестно, совершил ли отважный конструктор пробный полёт над двенадцатью колокольнями Козлова. Да это, пожалуй, сегодня не так уж и важно. Главное, что благодаря таким энтузиастам, коих по стране сотни и сотни, страна смогла встать на крыло настоящего воздухоплавания.
И вот спустя чуть более века традиция построения летательного аппарата тяжелее воздуха, заложенная некогда в Козлове, неожиданно получила своё продолжение…

Мечты
сбываются

…В просторном цехе, пахнущем свежей сосновой стружкой и столярным клеем, над верстаком склонился невысокий седой мужчина. По соседству расположились аккуратно стянутые струбцинами элероны, лонжероны, шпангоуты - будущие элементы диковинного летательного аппарата. Игорь Евгеньевич Штанько - уроженец Мичуринска, идеей построить собственными руками планер увлечён давно. Пожалуй, эта увлечённость, а также неистребимая убеждённость в верности избранного пути и помогли ему найти единомышленников - генерального директора Мичуринского завода «Прогресс» В.Ф. Горлова, члена совета директоров В.А. Дмитриева, заместителя технического директора этого же предприятия депутата Тамбовской областной Думы А.В. Дмитриева, а также многих других.
Однако построение планера для Игоря Евгеньевича не самоцель. Сверхзадача его долгосрочного проекта - предоставление молодёжи альтернативного досуга, воспитание у ребят любви к труду. Ведь что греха таить: многие из нынешних 12-14-летних пацанов ни разу не держали в руках ни напильник, ни ножовку. А работа с деревом как раз и предполагает аккуратность, внимание и усидчивость. Конечно же, в век пластика и нанотехнологий этот строительный материал выглядит несколько архаично, зато гарантирует достижение главных целей, сформулированных энтузиастом: массовость и доступность.
- В целом, - рассказывает Игорь Евгеньевич, - планеры делятся на учебные, спортивные и экспериментальные. На сегодняшний день нами заложено два учебных летательных аппарата модификации БРО-9, эксплуатация которых не требует парашютной подготовки, сертификации, а также получения разрешения на полёты. Летают они на высоте до 100 метров, и этого горизонта вполне достаточно для их освоения.
Не без гордости Игорь Евгеньевич демонстрирует уже собранные и ждущие лишь обшивку специальной термоусадочной тканью главные элементы планера: гондолу, где совсем скоро расположится планерист, хвостовую ферму, а также стабилизаторы рулей направления и высоты. Доставить такую конструкцию к месту взлёта можно в разобранном виде на обычной «Газели». Запуск производится при помощи специальной лебёдки: при разгоне всего до 40 километров в час планер, повинуясь законам термодинамики, уже способен подняться в воздух.
- Изучив технические характеристики планеров БРО-9 и БРО-11, - вступает в разговор заместитель технического директора «Мичуринского завода «Прогресс» А.В. Дмитриев, - я пришёл к выводу, что и такие простые на вид планеры имеют право на существование. Мало того, нам удалось найти очень интересную по оригинальности и простоте конструкции немецкую модель планера «SG-38». Примечательно, что до Великой Отечественной войны все военные лётчики люфтваффе проходили первичное обучение на планере именно такого типа. Благодаря вездесущему интернету в Германии мы нашли клуб, члены которого занимаются постройкой аналогичных летательных аппаратов тяжелее воздуха, списались с ними и вскоре получили чертежи, а также разрешение на постройку планера «SG-38». На сегодняшний день у нас есть вся необходимая документация, изготовлена и часть деталей.


Построй
и лети

- Мы приглашаем в наш клуб ребят, которые либо мечтают получить первичные навыки для полётов, либо хотят заниматься постройкой планеров, то есть творчеством, - подводит итог нашей непродолжительной встречи И.Е. Штанько. - Готовые планеры (своеобразный конструктор для подростков), технологию их производства, чертежи мы готовы передать в школы, центры дополнительного образования, интернаты. Так ребята смогут постигать азы столярного дела, развивать пространственное мышление, а при пробных полётах и наглядно понимать основы термодинамики.
В годы советской власти планерным спортом в стране в основном занимались местные клубы ДОСААФ. На постсоветском пространстве их осталось немного. Ближайший из таких клубов расположен в городе Усмани соседней Липецкой области, на его базе проводятся даже чемпионаты России по планерному спорту. Последний, кстати, завершился 12 мая. А до этого на протяжении двух недель сильнейшие планеристы страны состязались в воздушной гонке, прошедшей в небе над Липецкой, Воронежской и Тамбовской областями.
Быть ли Мичуринску городом планеристов - вопрос пока открытый. Во всяком случае, все желающие, заинтересовавшиеся предложением местных энтузиастов, могут связаться с ними по телефону 8(910) 659-70-68.

Из досье «МП»

Главное условие полёта планера - наличие восходящих потоков воздуха, в которых летательный аппарат сможет набрать высоту. Спортивные полёты осуществляются на высоте до 2,3 км. При этом за один полёт планеры могут преодолевать до 1000 км. В отличие от тяжёлых летательных аппаратов приземляться планеры могут на любую ровную поверхность - от поля до автодороги.

Автор:Михаил Белых