Лента новостей
Статья7 февраля 2018, 13:56

Дом на Набережной

Кому из жителей родного города не известны Дом-музей И.В. Мичурина, Музей-усадьба народного художника СССР А.М. Герасимова, дом князей Голицыных или пригородная экономия бывшего предводителя козловского дворянства В.Н. Снежкова? Меж тем в окрестностях ещё немало забытых бывших дворянских гнёзд и купеческих усадеб, ждущих своего второго открытия. Об одной из них и хотелось бы рассказать.

Дом нефтепромышленника Шибаева в селе Мановицы. Фото автора.
Дом нефтепромышленника Шибаева в селе Мановицы. Фото автора.

С размахом
нефтепромышленника

Летом этого года во время командировки в село Мановицы Мичуринского района местный житель художник и педагог Э.С. Кушелевский показал старинный барский дом. Однако на вопрос, кому он раньше принадлежал, Эдуард Станиславович уклончиво ответил: «Это вам, журналистам, лучше знать».
Согласно архивным данным Мановицы некогда принадлежали дочери генерал-лейтенанта Софье Афанасьевне Соломко. Однако легенда гласит, что после её смерти имение досталось непутёвым племянникам, пустившим наследство именитой тётки по ветру. Так ли это было на самом деле, сказать сегодня трудно. Однако «Адрес-календарь и справочная книжка Тамбовской губернии за 1899 год» свидетельствует, что Софья Афанасьевна ещё пребывала в полном здравии, поскольку состояла попечительницей детского приюта Николаевской богадельни в городе Козлове.
Тем не менее на рубеже ХХ века бывшую экономию козловской помещицы приобрёл известный нефтепромышленник Шибаев, построивший вскоре на крутом берегу Польного Воронежа двухэтажный особняк в стиле модерн. Практически дом на Набережной. По воспоминаниям современников, некогда в нём был камин, украшенный голландскими изразцами, а вниз по склону крутого холма в сторону реки вели каменные ступени. Заканчивались они небольшим деревянным настилом, служившим лодочной пристанью.
По рассказам местных жителей, сам новый хозяин бывал в своей усадьбе весьма редко. По крайней мере, ярких свидетельств о его пребывании здесь не сохранилось. Зато в народной памяти живы воспоминания о созданной им молочно-товарной ферме и конезаводе, о котором сегодня свидетельствует бывший манеж, предназначенный для выездки лошадей.

По мотивам
русской
архитектуры

В годы советской власти, когда в селе разместилось учебное хозяйство Тимирязевской сельскохозяйственной академии, в бывшем барском доме устроили общежитие. Сегодня усадьба, имеющая все основания стать вновь выявленным культурным объектом Мичуринского района, пребывает в плачевном состоянии: вот уже не один год взирает она на мир выбитыми глазницами окон и наспех заколоченными проёмами. Дополняет картину запустения многолетний бурьян, закрывающий от людских глаз красоту декора деревянного провинциального модерна.
Кстати о стиле, в котором построен дом. Интерес к элементам традиционного русского зодчества появился в русской архитектуре в конце XIX столетия. Так возник псевдорусский стиль или модерн. И если одним из признанных авторитетов в каменном воплощении модерна стал архитектор Константин Тон (кстати, автор Мичуринского Боголюбского кафедрального собора), то в деревянном - в коренном русском материале - Иван Ропет.
Известный апологет народного искусства, русский музыкальный и художественный критик, историк искусств и архивист Владимир Стасов считал, что деревянные постройки в «русском» стиле соединяют два достоинства: народность мотива и народность материала. А Иван Ропет был одним из любимых учеников Стасова. Иван Павлович Петров (Ропет - псевдоним архитектора), ещё учась в Академии художеств, начал работать для мебельной фабрики Татищева. Начав с мебели, Ропет впоследствии создал несколько русских павильонов для международных выставок и много проектов жилых домов в русском стиле. В стиле Ропета стали работать многие другие проектировщики.
Его проекты и проекты других архитекторов печатались в периодическом издании «Мотивы русской архитектуры», там встречались проекты зданий и в других стилях - голландском, готическом. Эти издания способствовали развитию дачного строительства в России на рубеже XIX-XX веков и строительства жилых домов провинциальных окраин с использованием мотивов определённых архитектурных стилей. Пример именно такого воплощения проекта загородного дома нефтепромышленника Шибаева мы и видим в селе Мановицы.
Был ли автором названного проекта Иван Павлович Ропет? Сегодня этот вопрос уже не представляется столь существенным. Главное, что до наших дней в относительно сносном состоянии сохранился образец загородного дома, возведённого в стиле модерн. Сохранить особняк, сделать его достоянием создающегося туристско-рекреационного кластера - наш общий долг.

Автор:Михаил Белых