Лента новостей
Статья2 декабря 2015, 05:00

Дети все разные, но равные

Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности просто так не рождается. Каждый ребёнок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться, потому, что именно его не хватало миру.

Фото Юлии Голышкиной.
Фото Юлии Голышкиной.

Не хватало именно его, беспомощного, хрупкого, который говорит не так, как все, выглядит не так, как все, делает не так, как все… А если это ваш ребёнок-инвалид?! Как жить с этой болью, болью не за себя, а за того, кого ты произвела на свет?! Можно ли дать ответы на все мои вопросительные знаки… Не только можно, но и нужно! Больше нужно даже нам, тем, кто, слава Богу, не знает этих мук! Нужно нам, чтобы стать добрее, чтобы быть вместе с ними.
Нужно или нет обучать таких детей в общеобразовательных школах?! Точки зрения, конечно, разделились, уже определены виновные в сложившейся ситуации, но… основные виновники всё-таки мы - люди, выросшие в стране, где инвалидов «не было». И дело не в пандусах, лифтах или просторных туалетах, они лишь следствие. Основная причина - нежелание тогда и неумение сейчас понять, что люди бывают разные.
Всё это становится ясно спустя какое-то время, когда ежедневно встречаешься с ними в школе и видишь, с какой надеждой смотрят на родное дитя те, кто выполняет свой материнский долг, своё главное предназначение на земле - быть мамой.

Социальным стереотипам говорим «нет»

Мысль о том, что ребёнок не такой, как все, тревожит родителей: как будет жить, учиться, общаться их малыш? А меня это очень обеспокоило четыре года назад, когда школа сделала свои первые шаги в области инклюзивного образования и приняла в свою дружную семью первых особенных детей. Да, мы перестали употреблять в школе слово «инвалид», причём произошло это само собой. Сейчас оно фигурирует только в бесконечных отчётах чиновников, а для нас это обычные дети, только вот здоровье их подводит и возможности ограничены. Семьи с таким ребёнком в нашей стране испытывают очень много проблем и трудностей, осложняющих жизнь. Изоляция детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их семей усугубляется материальными затруднениями и озабоченностью отсутствием перспектив для дальнейшего развития. Наши родители воспринимаются в школе как партнёры и соучастники процесса. Мы очень ценим их опыт. Чаще это образованные, думающие, творческие, настрадавшиеся люди.
А за пределами школы можно услышать категоричные высказывания против обучения, а значит, и общения «нормального» ребёнка с «инвалидом». Наверное, такие родители хотят, чтобы их ребёнок видел мир идеальным, без каких бы то ни было изъянов. Однако далеко не всегда физически здоровый человек успешен и самодостаточен, в то время как люди с ограниченными возможностями здоровья достигают побед в олимпиадах, конкурсах и в жизни. Ученик немецкой школы, с которой мы дружим, Берн Бенке - член параолимпийской сборной Германии, колясочник, занимается лыжами. Попробуйте пожалеть его - «Я сам!». Точно так же говорят и наши особые дети. Что можем мы с вами сделать для них? Мы можем многое, а главное то, что они делают для нас!

Принять, понять и полюбить

Представьте себе обычный класс, в котором учится больше 25 «обычных» детей - в меру шумных, в меру успевающих… И вот в этот класс приходят дети с с ограниченными возможностями здоровья. Сценарий дальнейшего развития событий, увы, непредсказуем, всё зависит от огромного количества факторов. У нас в школе всё сложилось, хотя опасений было много. Составляющие сложились: коллектив учителей, родители остальных детей, наши ученики - все восприняли обучение детей с ОВЗ в классах положительно.
А уж мамина любовь к особым детям всё пересиливает. Какие они мастерицы, эти мамы! Видели бы вы их работы, выполненные вместе с детьми, на выставках, которые ежегодно у нас проходят. Знаете, как радостно встречать в разных уголках школы мальчика, который три года назад не мог отойти от мамы и никого больше не признавал, а сейчас она наблюдает за ним издали, ребёнок получил навыки жизни в социуме. Радуешься и просишь у Бога дать силы маме, которая ежедневно везёт коляску с ребёнком в школу, так как её сын не хочет учиться дома, он хочет получать образование в своём втором классе вместе со всеми. Только вот о зиме мальчик думает с тоской, потому что в это время года ему придётся учиться дома, маме не хватает сил возить его по нашим дорогам. Моя мечта, чтобы нашёлся человек, который смог бы зимой помочь нашему ученику. К сожалению, детей с ОВЗ с каждым годом всё больше.

Всё будет хорошо

Наш коллектив - и детский, и взрослый - учится у них терпению (правда, не всегда получается), учится добру. Среди моих коллег были и есть люди, которым природой дана эта чуткость, глубина видения человека. Не так много людей на это способны, и дело тут не в возрасте. Бывает, у двадцатипятилетних получается: они в такой ауре выросли, в чуткой, духовно богатой среде. Большое спасибо всем за совместную работу: и мужественным учителям Г.А. Недобежкиной, А.А. Щугоревой, Е.В. Базановой, и всем тем, кто каждый день идёт в класс и выполняет свой долг - просто учит, учит дружить и любить, играть и читать, просто радуется тому, что один стал реагировать на учителя и пальчики выбрасывать при счёте, а другой написал диктант под диктовку учителя (а это большой прорыв для ребенка-аутиста!). Конечно, мы не справились бы и без нашего ресурсного центра (руководитель В.В. Соломонова), где каждый день можно видеть специалистов, работающих с детьми. А какая у нас дорожка для релаксации: яркие подушки, связанные мамами и набитые природными материалами (шишками, каштанами), как она помогает детям расслабиться. Спасибо и родителям остальных детей, ни один из которых не пришёл с претензиями по поводу совместного обучения.
Вот так мы и живём. Дети все разные, но равные. Равные в правах, в чувствах, в желаниях. Они вполне обучаемы, только по своей программе, они могут многого добиться, вести активный образ жизни. Главное - им помочь. А я уже думаю, как мы будем учить их дальше, как будут детки из начальной школы, в которой прекрасный ремонт, переходить на второй этаж, где этого нет? Как будет учиться мальчик-колясочник, ведь о подъёмнике и разговор не идёт? Верю, что разрешится и эта проблема.
А вообще хочу сказать, что мне везёт. Очень везёт - и с коллегами, и с родителями, и с детьми! Если спросят, как у тебя опять так здорово получилось, скажу: очередной раз повезло с Божьей помощью!

Автор:Елена Рыбальченко