Что имеем - сохраним

18 апреля 2015, 10:00 1965

Проблема сохранения в Мичуринске памятников архитектуры возникла не вчера. Достаточно пройтись по центральной городской части, чтобы убедиться, как старинная застройка исчезает с лица земли: окна первых этажей превращаются в дверные проёмы, окна вторых этажей замуровываются, фасады завешиваются кричащими рекламными баннерами.
 

© Мичуринская правда - http://www.michpravda.ru/ (04/17/2015 - 15:02)

Осенью прошлого года в редакцию городской газеты обратился член рабочей группы по сохранению объектов культурного наследия Общественной палаты Тамбовской области архитектор Н.А. Аверочкин, рассказавший о разрушении целого комплекса старинной застройки, расположенного по улице Красноармейской, 23-25. Сверив указанный Николаем Андреевичем объект с Реестром объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории города Мичуринска и принятых на государственную охрану, мы отправились в путь. На месте информация полностью подтвердилась: от старинного одноэтажного строения остался практически один фасад…
Собственник помещения, оказавшийся человеком весьма словоохотливым, узнав историю полуразрушенного им особняка, искренне удивился тому, что перед ним памятник истории и культуры. До нашего визита полуразвалившийся дом представлялся ему лишь объектом повышенной опасности, угрожавшим жизнью и здоровью прохожих. В процессе общения выяснилось, что при покупке старинного особняка ни одна из муниципальных и федеральных организаций не уведомила нового собственника о том, что на самом деле он приобретает. В этом случае у последнего возникал бы целый ряд обременений как по сохранению внешнего вида объекта культурного наследия, так и по дальнейшему его использованию. Согласитесь, сложно, к примеру, открыть в бывшей церковной просвирне 1870 года постройки автомойку…
Чтобы как-то прояснить ситуацию, редакция обратилась в управление строительства и архитектуры администрации г. Мичуринска. Ответ на запрос за подписью начальника управления Л.В. Толкачёвой пришёл буквально через пару дней. Вот он: «На ваш запрос управление строительства и архитектуры сообщает, что располагает копией перечня памятников истории и культуры г. Мичуринска… В соответствии со ст. 45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия» работы по сохранению объектов культурного наследия (консервация, ремонт, реставрация, приспособление для современного использования) проводятся на основании письменного разрешения и задания, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия (управление культуры и архивного дела Тамбовской области)».
Ответ по существу вопроса направила в адрес редакции и начальник отдела по г. Мичуринску Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области А.А. Моисеева.
«В соответствии со статьёй 10 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ведение или хранение Реестра объектов культурного наследия, а также контроль за использованием владельцами объектов культурного наследия не относится к компетенции Управления. В соответствии со статьями 9.1 и 33 Федерального закона «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» государственная охрана объектов культурного наследия возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации (управление культуры и архивного дела Тамбовской области)».
Прокомментировала эти во многом схожие точки зрения и начальник отдела сохранения, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия Тамбовской области Н.М. Толмачёва.
- В соответствии со статьёй 48 Федерального закона «Об объектах культурного наследия, памятниках истории и культуры народов Российской Федерации» от 26 июня 2002 года, - отметила Надежда Михайловна, - обязательным условием отчуждения объекта культурного наследия из государственной или муниципальной собственности является наличие обременения, то есть охранного обязательства. При совершении государственной регистрации права собственности Регистрационная палата должна была такое обременение наложить.
С другой стороны - отсутствие у собственника охранного обязательства не является основанием по невыполнению им требования законодательства об объектах культурного наследия. А объект, находящийся на ул. Красноармейской, как раз таковым и является, поскольку включён в Единый государственный реестр культурного наследия как памятник регионального значения. И с охраны его никто не снимал. Ни один земельный участок в Тамбове не отводится без согласования с уполномоченным органом по охране культурного наследия. В Мичуринске ситуация совсем другая…
Свою точку зрения на проблему высказал и Н.А. Аверочкин.
- Считаю, - отметил Николай Андреевич, - что главной заинтересованной стороной в этом вопросе должны выступать как раз органы местного самоуправления. Город наш ещё носит статус исторического, но если исполнительная власть будет продолжать спокойно созерцать существующее положение вещей, памятников в исторической части города не останется. Чтобы не заниматься критиканством, предлагаю учителям истории, педагогам, ведущим курс «Мичуринсковедение», познакомиться с Реестром объектов культурного наследия (полный список памятников можно найти в Интернете по адресу: nasledye-tambov.ru), расположенных на территории города Мичуринска и принятых на государственную охрану, рассказать о нём учащимся, провести к памятникам культуры экскурсии. К делу сохранения памятников истории и культуры приобщить спонсоров и волонтёров, которые изготовят недорогие памятные таблички и установят их на охраняемые объекты. Ничего противозаконного в этом нет. Зато у горожан и собственников зданий будет представление о сооружении, а также о том, что оно взято под охрану государства как объект культурного наследия.
Совершенно очевидно, что сведения о постройках, внесённых в Реестр объектов культурного наследия, расположенных на территории города Мичуринска и принятых на государственную охрану, должны стать основополагающим документом для заключения между собственником и государством охранных обязательств. Координатором в этом важном деле как наиболее заинтересованная сторона должна выступить именно администрация г. Мичуринска. Руководству города как никому другому под силу провести такую работу между всеми участниками процесса: владельцами помещений-памятников культурного наследия, надзорными и контролирующими органами, управлением коммунального хозяйства. В противном случае пример, приведённый в начале этой статьи, из единичного станет массовым, и охранять будет попросту нечего…