Лента новостей
Статья31 июля 2010, 01:00

через годы, через расстояния

Н.В. Волкова
Н.В. Волкова

Интересен и по-своему уникален наш город. Конечно, в последнее время особую значимость ему придаёт звание наукограда. Но не менее важна роль Мичуринска как транспортного перекрёстка в европейской части России. Здесь сходятся железнодорожные линии от станций Грязи, Тамбов, Богоявленск.

В далёком 1866 году наш город соединяется с Рязанью Рязанско-Козловской железной дорогой. С тех пор началось активное развитие Козлова-Мичуринска. Сооружаются вокзал, паровозное депо, железнодорожные мастерские, появляются сотни новых рабочих мест. К началу XX века город соединён железнодорожным полотном уже со многими большими и малыми городами европейской части России.
Великая Отечественная война усложнила и изменила задачи, стоящие перед железнодорожным транспортом. С первых дней военных действий от железнодорожников потребовалось обеспечить быструю и бесперебойную доставку к фронту огромного количества войск, боевой техники, вооружения. Рабочих рук не хватало. Поэтому наравне со взрослыми трудились дети. Нашей сестре Надежде Васильевне Волковой было немногим больше десяти лет, когда начался её трудовой путь на железной дороге. В семье было четверо детей: Николай, Надежда и мы, Анатолий и Нелли. Отца забрала Великая Отечественная война - он погиб под Ленинградом в марте 42-го.
После окончания войны Надежда решила связать свою жизнь с железной дорогой и поступила в железнодорожное училище. Тяготы войны не прошли бесследно для нашей мамы - в 1946 году она умерла. Старший брат Николай в то время служил танкистом в Монголии. Нас отправили в детский дом. Благодаря старшей сестре мы не чувствовали себя обездоленными, лишёнными тепла и уюта. Свой дополнительный паёк, выдаваемый ей в железнодорожном училище, Надежда привозила нам, а ведь это было очень далеко - 115 километров поездом и ещё десять пешком.
После окончания учёбы сестру направили в Воскресенск Московской области. Вся её молодость прошла под стук колёс: она осматривала вагоны перед отправлением поездов в путь, а как только появлялись выходные дни, спешила с подарками к нам.
В 1952 году из армии вернулся Николай. Наши каникулы проходили или у него, или у Нади, у которой уже была своя семья. Но, несмотря на заботы, невзгоды и несчастья (в 37 лет Надежда стала вдовой), она никогда не забывала о нас, всегда старалась окружить материнской заботой.
В профессиональный праздник мы поздравляем дорогую сестру, труженицу тыла, ветерана труда, для которой железная дорога стала делом жизни, и благодарим её за тепло и заботу, которыми она одаривала нас все эти годы. Тёплый свет её родной души согревает нас даже на расстоянии.

Справка "МП"

За годы войны железнодорожники перевезли 20 миллионов вагонов с солдатами, а также с грузами: снарядами, боевой техникой, продовольствием. Поезда шли сплошным потоком, иногда интервал между ними составлял 600-700 метров.
2,5 тысячи заводов и фабрик были вывезены за Урал, что позволило в кратчайшие сроки восстановить военный и промышленный потенциал.
В эвакуацию были вывезены 18 миллионов человек, для этого потребовалось более полутора миллионов вагонов.
В военное время железнодорожники восстановили 120 тысяч километров железнодорожных путей, 13 тысяч малых и около 3 тысяч больших мостов.


Автор:Нелли Ганабина