Лента новостей
Статья16 августа 2014, 01:00

Человек с фотоаппаратом

Владимир Гузь. Фото Геннадия Панёва.
Владимир Гузь. Фото Геннадия Панёва.

Стоял конец октября. Время клонилось к вечеру. В городе сыро, серо и пасмурно. Деревья, пошатываясь на ветру, расставались с последними одеждами, жухлые влажные листья траурно обрамляли обочины дороги. Человек с фотоаппаратом не спеша брёл по улочкам. Взору мастера в этот непогожий унылый день не открывалось ничего достойного того, чтобы наконец-то высвободить своего неразлучного товарища из плена крепко стиснувшего его чехла. Неожиданно прямо на глазах небо начало меняться. Солнечные лучики, пробившие дорогу сквозь нависшие над крышами домов густые облака, разукрасили небосвод, дороги, тротуары, фасады зданий и деревья в фиолетовые, розовые, голубые, чёрные, белые, сиреневые тона. И фотограф прибавил шагу, а затем не выдержал и, перепрыгивая через лужицы, побежал по направлению к Боголюбскому собору. В запасе были считанные минуты, чтобы успеть запечатлеть красивейшее место города в ореоле удивительного освещения. Несколько кварталов осталось позади, дома расступились, появились сначала только маковки церкви и наконец весь храм. Щелчок за щелчком, палец быстрым уверенным движением нажимает на кнопку. В объектив попадает свернувшая из закоулка на опустевшую дорогу улицы Герасимова машина с включёнными фарами. Снимок и ещё один. Вот облака сгрудились ещё плотнее, небо почернело, дальше что-либо снимать не имело смысла. Но самые ценные кадры были сделаны!
- Это «Фотошоп»? - спрашивали потом знакомые.
- Нет! Освещение природное, - гордо отвечал автор красочных фотопроизведений.
Многим в наукограде знаком Владимир Григорьевич Гузь - один из фотолетописцев нашего города и давний друг городской газеты «Мичуринская правда». Всегда «во всеоружии», с горящими глазами, всё время в поиске красивого пейзажа, необычного явления природы, события.
Фотографирует он уже полвека. А корни этого увлечения уходят в детство. Владимир учился в четвёртом классе, когда в доме появился потомок «Лейки» «ФЭД», а позже его заменил «Зоркий». Мальчишка порой ночами напролёт не спал, помогал отцу в технологическом процессе создания фотографий: промывал, сушил, глянцевал. Иногда надоедало, он охладевал к этому занятию. Но с девятого класса окончательно утвердился в своей любви к фотоискусству. С тех пор не расставался с фотоаппаратом практически никогда. Отец, не лишённый художественного вкуса, умеющий неплохо рисовать, давал советы сыну по построению кадра, композиции. За ним последовали другие учителя. Как-то Володя, студент-заочник Воронежского педагогического института и уже учитель труда, познакомился с работавшим в мичуринском комбинате бытового обслуживания талантливым фотографом А.Ф. Измайловым - интереснейшим человеком, первым не только в городе, но и области освоившим процесс создания цветной фотографии. Алексей Фёдорович благосклонно принял молодого человека, завязались приятельские отношения. Знаток своего дела щедро делился секретами мастерства с новым знакомым. Много полезного наш герой узнал и, перейдя на очную форму обучения, на факультете общественных профессий. А когда после окончания вуза работал методистом в Доме пионеров, в любую свободную минутку забегал к руководителям фотокружка Олегу Ильичу Живилову и изокружка Аркадию Васильевичу Платицину. Общение с ними обогатило представление о прекрасном.
Теперь Владимир Григорьевич сам делится опытом. Занимается с детьми в созданной при станции юных техников на базе средней школы №1 фотостудии «Кадр».
- Это только далёкий от фотоискусства человек полагает, что сделать удачный снимок проще простого. Особенно если у тебя хорошая техника, - рассказывает В.Г. Гузь. - Мне приходилось неоднократно слышать такие суждения от своих учеников. Мол, с вашим-то фотоаппаратом я горы бы свернул. Тогда я предлагал эксперимент. Давал часа на два желаемое и ждал шедевра. А сам отправлялся на поиск интересного сюжета с простеньким телефоном со встроенной фотокамерой. Ребята с гордостью показывали отснятые кадры, а после тщательного анализа понимали, что снятое ими не так уж и хорошо. На некоторых снимках можно было усмотреть возможность для создания трёх-четырёх полноценных кадров и требовалось кадрирование или выравнивание по горизонту... Затем ученики фотостудии смотрели, что получилось у меня, и признавали, что у наставника вышло лучше. И это не случайно. Я много занимался, самосовершенствовался, чтобы сначала хотя бы попробовать повторить за профессионалами. Приведу всего один пример. Казалось бы, чего особенного сфотографировать блондинку. Но если она одета во всё светлое, к тому же стоит на белом фоне, задача усложняется, и выполнение её становится занятием интересным. Если всё сделать правильно, девушка не сольётся с фоном.
О фотографии наш герой может говорить часами. В его архивах - портреты, фоторепортажи, пейзажи. Нередко многими из них мы можем полюбоваться на окнах здания городской администрации. Кажется, нужны секунды, чтобы сделать снимок. Но у Владимира Григорьевича есть фотография, на создание которой ушли ни дни, ни месяцы, а целых два года!
Всё началось с картины. Увидел как-то у знакомого художника написанный маслом красочный пейзаж: на переднем плане сирень, за ветвями которой виднеется деревенский дом, по небу плывут барашки облачков. И захотелось создать свою сиреневую историю. Долго ходил по городу в поисках нужного куста. Нашёл на улице Тамбовской. И ветки свисают живописно, и вид вдали прекрасный. Одна беда, пока искал, растение успело отцвести. Ждал терпеливо год. Сиреневые облака вновь окутали весенний город тонким чистым ароматом. Однако погода подкачала: дождливая и мрачная. Несколько раз приходил фотограф к понравившемуся кустику. Пока, как говорится, всё не срослось и не предстало перед глазами во всём своём великолепии. Так родилась ещё одна художественная фотография.
Творчество - процесс непредсказуемый. Иной раз кажется, что при создании произведения помогают высшие силы. А как иначе объяснить явление природы, запечатлённое в центре города. Фотограф ждал автобуса, времени было в запасе много, и он решил прогуляться по улице Советской. Начал накрапывать дождик. Загрохотало, вдалеке одна за другой сверкнули молнии. Владимир Григорьевич достал фотоаппарат. И неожиданно над Ильинским храмом расступились чёрные тучи, шпиль засиял, вся церковь озарилась потоком света. Получился потрясающий снимок.
Художественная и бытовая фотография разительно отличаются друг от друга, как, например, произведение писателя и письмо бабушки любимой внучке. Всё содеянное творческим человеком, по мнению нашего героя, должно нести какой-то смысл, идею, и фотоснимок в том числе. Только тогда он будет интересен многим людям. Задача фотографии не навязывать чувства, а вызывать их. И тем не менее, говорит он, в прошлое вернуться невозможно, а фотография удлиняет память. Так что, пускай не для создания шедевра, а лишь для частных целей, почаще беритесь за фотоаппарат, снимайте позитивные, радостные моменты. Жизнь интересна во всём своём разнообразии и заслуживает того, чтобы прожитые мгновения надолго оставались с нами!

Автор:Юлия Голышкина