Лента новостей
Статья23 октября 2019, 14:02

Деревянное кружево Мичуринска

У Наталии Мишкиной, жительницы Мичуринска, необычное увлечение – она фотографирует и коллекционирует снимки наличников, которые сохранились в городе и соседних сёлах. Чтобы узнать, чем так притягательно это хобби, мы пригласили её в гости в редакцию.

Деревянное кружево Мичуринска

– Наталия, надо заметить, у вас редкое увлечение – вы фотографируете наличники домов...
– Да, вот уже лет пятнадцать, как коллекционирую такие снимки. Всё началось спонтанно: неожиданно для себя увидела, казалось бы, в обычных вещах их красоту и неповторимость. Хотя в детстве, живя в панельном доме, всегда чувствовала, что это нечто большее, чем просто украшение на фасадах. Тогда ведь деревянные строения выглядели иначе, не так, как теперь в большинстве своём отделанные современными материалами. Возможно, понимание, что всё это безвозвратно исчезает и становится частью истории, и подтолкнуло меня к тому, чтобы успеть запечатлеть всё это с помощью фотоаппарата.


– Ваша профессия как-то связана с искусством или сферой культуры?
– Совсем нет. По специальности я инженер-металлург. Окончила Липецкий технический университет и почти 15 лет проработала инженером-технологом на литейном участке сначала на заводе автонасосов, а после на заводе «Прогресс».

– В вашей коллекции только дома Мичуринска?
– В основном все фотографии (а их около тысячи) сделаны в городе. Есть снимки из Мичуринского района –
красивые дома сохранились в сёлах Борщевое, Ранино и Заворонежское.

– Вы как-то планируете поиск натуры для своей коллекции? И вообще, как вы ищете её?
– Чаще всего планирую. С самого начала все маршруты, которые связаны с поиском интересных находок, выстраивала на карте. Сегодня карта Мичуринска исчерчена красным карандашом вдоль и поперёк, неизведанных точек не осталось. Так что постепенно поиск переключается на пригород. Летом с друзьями выезжаем на велосипедах, проводим такие своеобразные фотосессии. Чаще всего снимаю ранней весной, когда растаял снег, погода солнечная. Ещё нет листвы на деревьях, которая закрывала бы часть окон. Очень мешают сделать хороший кадр газовые трубы. Их почему-то у нас проложили прямо перед домами, и, к сожалению, красота тихих мичуринских улочек искажена.
И потом, это занятие не только лишь увлечение. Главная моя задача – сохранить с помощью фотографий уходящую красоту города и сёл. С каждым годом деревянное кружево исчезает с наших улиц. Дома облицовывают кирпичом или обшивают панелями, деревянные рамы меняют на пластиковые стеклопакеты. Исчезает самобытность провинциального русского города и села, немалый вклад в которую вносят как раз красивые деревянные дома. Нередко наличники снимают с домов и выбрасывают или сжигают…

– Готов согласиться с вами. В городе ещё стоят дома, украшенные красивой неповторимой резьбой. Некоторые из них заброшенные, они буквально врастают в землю, и я убеждён – в перспективе их снесут. А ведь их резной декор мог бы стать частью отдельной музейной экспозиции или даже сам послужить основой для небольшого музея. Лет через десять будем вздыхать и сокрушаться – дескать, опять не сохранили то, что было у всех на виду…
– Скорее всего. Мне бы тоже хотелось, чтобы те, от кого это зависит, попытались сохранить их для потомков.

– Какой самый древний экспонат в вашем собрании?
– В моей коллекции есть два здания с наличниками, о которых можно с уверенностью сказать – им более ста лет! Ведь они запечатлены на фотографиях и открытках начала прошлого века!
Первое – дом № 275 на Советской. В нём когда-то располагалась Козловская добровольная пожарная дружина. Здесь резьбой украшены не только окна, но и карниз, причелины…
А вот на втором здании – наличники малоприметные. Да и к самому сооружению вряд ли кто присматривался. Это здание старого элеватора, расположенного рядом с железнодорожным вокзалом станции Мичуринск-Уральский. Только представьте: семь (!) этажей с окнами, и на всех – наличники!

– Вы сказали – причелины. Что означает это слово?
– Причелина – резная доска, которая прикрывает торец двускатной тёсаной крыши. Слово «причелина» связано с древнерусским обозначением лба или чела. В украшениях причелин использовались солярные символы, волновые элементы, кресты. Существует мнение, что орнамент причелины указывал на связь дома с верхним миром, где находится солнце и «хляби небесные». Их изображение должно было защитить дом от негативного влияния небесных явлений. Стыки причелин закрывали вертикальные орнаментированные солярными символами доски, которые именовались полотенцами.

Помимо декоративной функции, причелина выполняла и утилитарную функцию, прикрывая подкровельные щели от влаги и ветра.

– Занимаясь поиском и сбором таких артефактов, вы, инженер-металлург, изучаете и технологию деревянного домостроения? Я спрашиваю об этом без малейшей иронии…

– Конечно. Мне интересно понять, для чего и как это было сделано, поэтому приходится искать любую интересную информацию. А учитывая, что я сама в прошлом инженер-технолог, процесс деревянного зодчества мне вдвойне интересен.

– Есть ли в Мичуринске наличники, которые не характерны по своему стилю для нашей местности?

– Да, такие встречаются. Например, два дома по улице Зелёной. На одном наличники как будто вырезаны из множества маленьких веретён. А на другом доме меня заинтересовала больше резьба не на окнах, а оформление фронтона. Там словно изображено движение солнца над горизонтом.

– На взгляд обывателя, все наличники почти одинаковые. Или всё же различия есть?

– Конечно, есть. Они различаются прежде всего по видам резьбы: существует геометрическая, плоскорельефная (глухая), пропильная (сквозная, прорезная), накладная, токарная. Наличники могут различаться по цвету: покрашены в один или несколько, или вообще дерево сохранено в первозданном виде. Отличаются и по сложности изготовления, наличию или отсутствию ставен...

В Мичуринске и районе чаще всего можно встретить сквозную ажурную резьбу и белый цвет наличников.

– Можно ли по такой резьбе делать какие-то выводы о хозяине дома, его социальном статусе, финансовом достатке?

– Думаю, да. Ведь строения отличаются не только своим размахом, но и сложностью декора: есть и многослойные конструкции, есть вычурные с множеством проработанных деталей. Они изначально более затратные по времени изготовления и, стало быть, более дорогие...

– Но здесь необходимо заметить, что, как правило, состоятельные люди всегда строили каменные дома, а деревянное зодчество предполагало заказчиков менее обеспеченных...

– Безусловно. Но и в «бюджетных» вариантах каждый стремился выделиться. И делал это как раз с помощью украшений фасадов своего жилища. Чаще всего люди сами вырезали для себя те же наличники.

– Местная резьба и рисунок узора как-то отличаются от других?

– В Мичуринске и Мичуринском районе преимущественно белые ажурные наличники. Наши окошки очень похожи на те, которые часто встречаются в Пешехонье Ярославской области, где тоже белые наличники, выполненные в технике пропильной резьбы.

– Есть ли у вас единомышленники в нашем городе и области?

– Ни в городе, ни в области не встречала. А вообще в интернете есть даже виртуальный музей, где собраны такие экспонаты. Его создал москвич Иван Хафизов. В его коллекции есть и подборки моих работ, сделанных на Тамбовщине.

– Остались ли мастера деревянных кружев сегодня?

– Скорее всего, очень немного. Хотя в России работают мастерские, где изготавливают наличники по собственным каталогам или эскизам заказчика. И могут отправить готовую работу в любой город. Так что для тех, кто хочет украсить свой дом резьбой или восстановить утраченный элемент, проблем нет. В Мичуринске я общалась с одним резчиком. Он показывал мне свои эскизы и поделки. Но сейчас, в силу возраста, он уже этим не занимается. Иногда удаётся «найти» авторов некоторых старых поделок. Как-то спрашиваю хозяина одного дома: «Кто это делал?» Он отвечает: «Мой отец» – «А ещё кому-то наличники он вырезал?» – «Нет, только себе».

Конечно, были и мастера, вырезавшие и выпилившие наличники на заказ. Но повторю, в наши дни таковых единицы. Знаю, что в городе на нескольких домах появились наличники из пластика. У такого варианта есть преимущество – их не надо красить. Но вид такого новодела слишком упрощённый, хотя и повторяет традиционный для Мичуринска орнамент.

– В ваших творческих планах нет желания устроить фотовыставку своих работ?

– Я порой думаю об этом, но здесь мало моей личной инициативы. Для этого необходим и выставочный зал, и помощь в оформлении фоторабот. Полагаю, если бы такое произошло, горожане смогли бы иначе взглянуть на привычные для многих элементы деревянного зодчества. Те, которые наряду со всем остальным историческим и культурным богатством составляют культурное наследие нашего края…

Наталия Мишкина
Автор:Вадим Гранитов