Лента новостей
Статья16 сентября 2019, 15:00

Братья-строители

«Мичуринская правда» неоднократно рассказывала о деятельности в начале прошлого века у нас строительной фирмы из Саратова «Инженер-технолог И.Г. Грингоф и брат». Однако новые документы позволяют представить насколько активно братья Иван и Станислав возводили многочисленные строения не только на Тамбовщине, но и в различных уголках страны.

Мост, построенный братьями Грингоф через реку Дон в городе Лебедянь. Длина  – 160 м, ширина – 8 м
Мост, построенный братьями Грингоф через реку Дон в городе Лебедянь. Длина – 160 м, ширина – 8 м

В начале ХХ века многочисленные их железобетонные сооружения появились в городах Аткарске, Вольске, Казани, Пензе, Тамбове, Балаково, Владивостоке, Уральске (ныне город в Республике Казахстан), а также во многих населённых пунктах Владимирской, Херсонской, Елизаветпольской (ныне – территория Азербайджана), Екатеринославской (ныне – территория Украины), Саратовской, Тамбовской и Самарской губерний.
Среди железобетонных сооружений современники отмечали многочисленные мельницы, заводы и фабрики, силосные и складские конструкции (здесь талантливый техник-инженер вместе с братом Станиславом проектировал и возводил железобетонные перекрытия, лестницы и стропила), резервуары для холодильников, церковные купола, конюшни, пакгаузы, водоёмные здания, путепроводы, а также висячие, арочные и сводчатые мосты.
Судя по всему, к этому виду инженерных сооружений И.Г. Грингоф испытывал повышенный интерес. Согласно изданному в 1912 году в Саратове сборнику «Бетонные и железобетонные постройки» из 137 железобетонных конструкций к этому времени фирма Ивана Генриховича построила добрую половину мостов. Только на Тамбовщине к 1912 году она возвела 19 водных переходов. Среди них мосты через реку Битюг в селе Мордово, через реку Ворона в сёлах Уварово и Инжавино, через Дон в городе Лебедянь, через Цну в Тамбове.
В Козловском уезде в 1911 году строительная компания соорудила мост через овраг близ села Еремеево, а в городе – мост через речку Каменку и здание колёсных мастерских при станции Козлов Рязано-Уральской железной дороги. Здесь специалисты подрядной организации выполнили железобетонные перекрытия.
Ещё один мост саратовские братья-инженеры возвели в 1912 году близ села Терское Козловского уезда на так называемом «Булатовском тракте» через реку Польной Воронеж.
В чём же секрет длительной эксплуатации сооружений, возводимых братьями Грингоф, как объяснить то, что многие возведённые ими постройки служат людям до сих пор?
Ответ мы находим в многочисленных отзывах, направленных инженеру-технологу от ответственных лиц ряда уездных земских управ. Среди них чиновники из Екатеринославля (ныне – город Днепр, Украина), Мариуполя, Вольска, Саратова, Тамбова, Балашова… Тональность откликов приблизительно схожа: «все сооружения отличаются аккуратностью исполнения, при испытаниях динамической и мерной нагрузками вполне выдержали установленные нормы, не выказав никаких дефектов». А вот, пожалуй, главные аргументы, объясняющие прочность и долговечность возводимых братьями-инженерами конструкций: «реальные результаты испытания выстроенных сооружений на нагрузку, обнаружили степень прочности от 10 до 18 раз большую против той, какая обуславливалась контрактами». Так охарактеризовал деятельность саратовской строительной фирмы техник-инженер Тамбовской уездной земской управы Д. Мирошниченко в феврале 1912 года. За год до этого фирма «Инженер-Технолог И.Г. Грингофъ и Б-тъ» завершила возведение в губернском центре моста длиною в 40 сажень (около 80 метров) через Цну.

Автор:Михаил Белых