Лента новостей
Статья28 августа 2019, 14:22

Лучше гор могут быть только горы

Высота 4600 метров над уровнем моря. Снег, порывы ветра достигали 40 метров в секунду. Видимость не превышала пяти метров. Гора явно не хотела видеть непрошеных гостей…

Александр Коростелёв
Александр Коростелёв
Эльбрус – одна из самых популярных для восхождения гор в мире. Всё потому, что она считается наивысшей точкой Европы и хорошо подходит для новичков. Гора не требует навыков скалолазания. Но это не делает её самой безопасной. Трагические случаи здесь не редкость. Они происходят из-за плохих погодных условий. Климат горы очень привередлив и нестабилен. На смену ясному дню моментально может прийти циклон. И тогда в горах придётся ой как несладко. Ещё причинами гибели и травматизма становятся неподготовленность, самоуверенность и разгильдяйство. Гора не прощает ошибок и неосмотрительности. Пренебрегая простыми правилами безопасности, рискуешь самым дорогим – жизнью.
Знал это и начальник отдела по развитию физической культуры и спорту администрации Мичуринска Александр Коростелёв, с детства мечтающий о покорении горных вершин. С другом Максимом Стюковым они нацелились на Эльбрус ещё пять лет назад. Но не было подходящего момента. И вот год назад друзья решили – если не сейчас, то никогда. И начали планомерную подготовку к восхождению.

Но мы выбираем
трудный путь

Любое действие предполагает усилие, причём равносильное совершаемому действию. Чем последнее масштабнее и сложнее, тем усерднее нужно к нему готовиться. Поход в горы – большое испытание для человека. Особенно, если учесть тот факт, что ты не знаешь, как поведёт себя организм в условиях кислородного голодания.
Друзья тщательно готовились к восхождению. Первым делом они начали знакомиться с людьми, которые уже совершали подъём на Эльбрус. Слушали их советы. Читали комментарии в социальных сетях, знакомились с инфраструктурой Приэльбрусья. Во время тренировок начинающие альпинисты основной упор делали на аэробные упражнения, способствующие развитию выносливости. Бегали и плавали на длинные дистанции. Делали упражнения на мышцы ног.
Час икс настал в июле. Для начинающих альпинистов – это самое лучшее время для подъёма – теплее, меньше снега, да и погодные условия более милостивы. Однако «теплее» значит, что температура на высоте опускается лишь до -15 °C, а не до -40 °C, как в зимние месяцы.
Последние приготовления. В 75-литровый каркасный рюкзак Александр погрузил термобельё, несколько маек, спортивные брюки, флисовую кофту и перчатки, непродуваемую куртку, тёплые штаны, трекинговые носки, бафф (бандану), лыжную шапочку, кроссовки, налобный фонарь, солнцезащитный крем. Компанию одежде составили трекинговые палки, ледоруб. Остальной необходимый в горах инвентарь пришлось взять напрокат в Приэльбрусье: верхонки –
тёплые варежки до середины предплечья, горные ботинки и «кошки».

Здесь вам
не равнина,
здесь климат иной

В Приэльбрусье на высоте 1500 метров над уровнем моря мичуринские горовосходители Александр Коростелёв, Максим Стюков и Павел Голумеев встретили свою группу во главе с гидом Андреем. Команде в составе восьми человек предстояло за неделю дойти до пика Эльбруса. Решили идти с юга на западную вершину (высота 5642 метра).
«Эльбрус был огромен, казалось, он уходил в космос. И даже поверить было трудно, что через несколько дней мы будем наверху», – делится своими эмоциями Александр Коростелёв.
На высоте сразу же заболела голова, стало закладывать уши, подташнивало. У путешественников началась горная болезнь.
Сразу оговоримся, восхождение на высокую гору осуществляется не так, как мы привыкли думать, – альпинисты не с одной попытки взбираются на вершину. Они делают это поэтапно, по пилообразной системе. Сначала поднимаются на определённую высоту, пребывают там некоторое время, проходят акклиматизацию, потом снова спускаются в лагерь.
У нашей группы нижняя акклиматизация на высоте 3100 метров прошла без видимых проблем. «Для нас это был обычный трекинговый поход, не требующий серьёзных физических затрат. Погода тоже нас радовала. Светило солнце, вокруг были потрясающие виды на горные хребты и долины», – рассказывает Александр. За день группа могла пройти до 18 километров, по высоте это было где-то 900 метров.

Надеемся только
на крепость рук

Затем альпинисты подошли к базовому лагерю на высоте 3800 метров. Погода резко испортилась. Сыпал мелкий колючий снег. Дул порывистый ветер. Уже на следующее утро началось восхождение до высоты 4800 метров (скалы Пастухова). Там планировалось получить необходимую акклиматизацию, после которой уже выходить на финальный штурм горы.
Так сложилось, что именно в этот день у Александра был день рождения. «Мобильный телефон звонил без остановки, я сначала отвечал на звонки, а потом уже просто не было возможности. Мороз и ветер усилились, руки сильно замёрзли», – вспоминает Коростелёв.
Высота 4600 метров над уровнем моря. Снег, порывы ветра достигали 40 метров в секунду. Видимость не превышала пяти метров. Гора явно не хотела видеть непрошеных гостей. Метель хлестала по лицу и сбивала с ног. Чем выше они поднимались, тем гуще становились снежные лапы. Ближайший альпинист был практически не виден. Чуть замешкался, и он пропадал из вида. Догнать можно было только по следу. В тот момент, признаётся Александр, пронзал животный страх, наступала паника: «Физически чувствуешь себя хорошо, ноги идут, но что-то тебя останавливает, что-то толкает назад. Хочется бросить всё и бежать назад. Ты чувствуешь, как гора тебя ломает психологически – она не признаёт никаких авторитетов. Каким бы ты крутым спортсменом и человеком не был, для неё ты всего лишь песчинка. Но мы выдержали это испытание. Потому что знали, чем выше заходишь на акклиматизацию, тем легче потом будет штурмовать вершину».
Наконец, он услышал колючий, хриплый голос проводника: «Всё – скалы Пастухова. Привал». Но расслабиться у участников восхождения не получилось. Спустя несколько минут началась гроза. Молния била где-то рядом. Гремел гром. «В пяти метрах от меня ударил электрический разряд. Послышались крики: ложитесь, бросайте палки, выключайте телефоны. Все мы бросились лицом в снег. У меня под одеждой зазвонил мобильник, наверное, кто-то из друзей решил поздравить с днём рождения. Но он и подумать не мог, что в тот момент я был реально на верхнем краю Земли», – вспоминает Коростелёв.

Весь мир
на ладони –
ты счастлив и нем

В лагерь группа спустилась совсем без сил. Утомление было не столько физическое, сколько моральное. Александр два часа ни с кем не разговаривал. Нервы были на пределе. Наверное, в таких условиях и проверяются настоящие друзья. Александр и Максим преодолели и это моральное испытание.
К вечеру начали обсуждать, как быть дальше. Погода явно не позволяла подняться на вершину. Хотя, по прогнозам, на следующий день должно было наступить временное улучшение. Так называемое «погодное окно». Команда приняла решение – продолжить восхождение.
Вышли в три часа ночи, этого требовали правила безопасности. На гору обязательно нужно успеть взойти до обеда. Ровно в полдень на Эльбрус опускаются облака (конденсат с Чёрного моря), и погода портится. Поэтому, чтобы без проблем достичь вершины, группы выходят из базового лагеря ещё до рассвета.
Восхождение длилось более семи часов. И вот она –
финальная точка. Вершина. Небольшая – диаметром около 15 метров. Пустая и холодная. Но такая желанная и бесценная. «Не передать словами, какие впечатления мы испытали. «Весь мир на ладони, ты счастлив и нем!» Накричавшись от эмоций и поздравив себя с «горой», мы развернули флаг города Мичуринска. И сразу же пошли вниз. Вопреки ожиданиям, спускаться было ничуть не легче. А местами спуск давался даже тяжелее подъёма. Скорее всего, это связано с потерей концентрации внимания, да и что греха таить – усталость и недостаток кислорода давали о себе знать. Спустившись в первый базовый лагерь, мы почувствовали себя значительно легче. Отдохнув минут 20, мы как ни в чём не бывало начали разговаривать и шутить, появились сразу силы, хоть опять в гору лезь!» – рассказывает Александр.
У альпинистов сложилась традиция – каждую преодолённую вершину нужно кому-то посвящать. Александр Коростелёв посвятил своё трудное и опасное восхождение жене и детям. «Там, наверху, я думал только о них. Они давали мне силу и веру!» – отмечает покоритель Эльбруса.
Почему-то кажется, что это был не последний подъём Александра в горы. Да он и не скрывает, что не против взойти ещё на какую-нибудь вершину. «Потому что лучше гор могут быть только горы», – улыбнувшись, резюмировал наш отважный земляк.

Автор:Павел Хотунцев