Лента новостей
Статья6 августа 2019, 16:17

Постой, паровоз, не стучите, колёса…

Предстоящей осенью, 21 ноября 2019 года, исполнится 100 лет со дня рождения начальника локомотивного депо Кочетовка в 1954 – 1961 годах, Героя Социалистического Труда Юлия Фёдорова.

Министр Б.П. Бещев с группой железнодорожников – Героев Социалистического Труда.  Сидят слева направо: начальник Юго-Восточной железной дороги А.В. Охремчик;  министр путей сообщения Б.П. Бещев;  начальник локомотивного депо Кочетовка в 1954 – 1961 годах Ю.А. Фёдоров.
Министр Б.П. Бещев с группой железнодорожников – Героев Социалистического Труда. Сидят слева направо: начальник Юго-Восточной железной дороги А.В. Охремчик; министр путей сообщения Б.П. Бещев; начальник локомотивного депо Кочетовка в 1954 – 1961 годах Ю.А. Фёдоров.

С Юлием Александровичем Фёдоровым мы познакомились в 1959 году на слёте молодых рационализаторов отрасли. Мы – это молодые специалисты, выпускники Московского института инженеров транспорта, которые по распределению работали в тепловозном депо Верхний Баскунчак Приволжской железной дороги. В депо Кочетовка на смену паровозам стали поступать тепловозы, специалистов не было. Фёдоров предложил нам поработать у него. Переехать из Астраханской степи на Московско-Рязанскую железную дорогу, в состав которой в то время входило депо Кочетовка, было заманчиво, но в Баскунчаке мы – по распределению, и нам, по советским законам, три года нельзя менять место работы. До окончания этого срока оставался целый год. Фёдоров сказал, что если мы согласны, остальное – его забота. Мы были согласны, и через две недели пришёл приказ министра путей сообщения о нашем переводе. Фёдоров встретил нас как старых знакомых, выдал подъёмные, поселил в общежитие, сказал, что времени на раскачку нет, и попросил сразу же приступить к работе. Так мы стали мастерами депо на разных участках по ремонту тепловозов.

Живая работа

Юлий Александрович Фёдоров родился 21 ноября 1919 года в городе Бронницы Московской области в семье служащего. После окончания десятилетки в 1937 году поступил на инженерный факультет Военно-воздушной академии имени Жуковского. В 1938 году арестовали его отца. Отец был осуждён по 58-й статье. Последствий молодому слушателю военной академии долго ждать не пришлось. По окончании первого курса приказом Наркома обороны Юлий как сын «врага народа» был отчислен из рядов Красной Армии и академии. Как ему удалось с таким шлейфом в этом же году поступить в Московский институт инженеров транспорта на факультет «Паровозы и паровозное хозяйство», Юлий объяснить не мог. Говорил, повезло. Четыре года учёбы в Москве, война, и диплом будущий инженер защищал в 1942 году уже в Омске, куда был эвакуирован институт.
С 1943 года молодой специалист работал в Москве, в службе локомотивного хозяйства Московско-Рязанской железной дороги. Был старшим инженером, начальником сектора теплотехники. Работал хорошо, начальство было довольно, но Юлий мечтал о живой, настоящей работе непосредственно на производстве.
И он решается. Покидает такую привлекательную Москву и по личной просьбе в 1950 году переезжает в городок Сасово Рязанской области на должность главного инженера паровозного депо. В 1953 году он уже начальник депо Ковшекино, а в 1954-м ему, как талантливому руководителю, руководство дороги поручает провести реконструкцию и подготовить паровозное депо Кочетовка к организованному и безболезненному переходу на тепловозную тягу.
Под его руководством были построены корпуса новых цехов, прошли переобучение ремонтные бригады, подобран и сформирован коллектив знающих своё дело основных руководителей производственного процесса – мастеров. Перевод депо на тепловозную тягу прошёл организованно и без осложнений. За умелое руководство и выполнение в установленные сроки поставленной задачи начальнику депо Кочетовка Юлию Александровичу Фёдорову указом Президиума Верховного Совета СССР 1 августа 1959 года было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Мудрый
наставник

В моей жизни было два человека, которые сыграли важную роль в становлении меня как руководителя производства на разных этапах трудовой деятельности: начальник Мичуринского отделения Анатолий Никифорович Карускевич и, конечно, начальник локомотивного депо Кочетовка Юлий Александрович Фёдоров. Начальник депо часто собирал нас, молодых специалистов, как он говорил, для воспитательной беседы. Советы его были всегда интересными, поучительными, а иногда и неожиданными.
Как-то, беседуя с нами, Юлий Александрович поучал:
– Вот вы сейчас руководите небольшими коллективами, но наступит время, когда многие из вас станут начальниками депо, служб и, может быть, даже дорог. И тогда вы столкнётесь с неожиданными вопросами.

Вы можете быть хорошими, знающими производство начальниками, но если вы не добьётесь уважения жён ваших работников, считайте, что вы, как руководители, не состоялись.

Жёны ваших работников постоянно будут приходить к вам на приём, настойчиво досаждать самыми разными просьбами: когда, наконец, дадут квартиру; как устроить ребёнка в детский сад; почему летом мужу не дают отпуск, почему муж пьёт, а вы не обращаете на это внимание и так далее, и тому подобное. Если можете решить вопрос, решайте не затягивая, а не можете, не давайте пустых обещаний, но постарайтесь построить беседу так, чтобы вошедшая к вам не в меру возбуждённая супруга вашего подчинённого вышла от вас совсем с другим настроением, и лучше всего, если она при этом будет улыбаться. Вы должны понимать, что настроения жён отражаются на настроении ваших работников, на их отношении к вам, как к руководителю, и вообще на психологический климат в коллективе. Если вы это не поймёте, грош вам цена!
А вот что однажды рассказала секретарь начальника депо. Приёмный день. Все спокойно сидят в ожидании очереди. А жена одного машиниста, не присаживаясь, нервно мечется по приёмной.
– Я ему всё выскажу, всё, я молчать не буду, – ни к кому не обращаясь, постоянно повторяла она.
Наконец, её пригласили в кабинет. Сначала был слышен только её голос, она громко и нервно что-то доказывала. Постепенно в кабинете стало тихо. Через полчаса открылась дверь и на пороге появились Фёдоров и улыбающаяся посетительница. Фёдоров, обращаясь к ней, что-то сказал, попрощался за руку и пригласил следующую. Женщины обступили вышедшую посетительницу.
– Ну что, всё в порядке? Он решил ваш вопрос?
– Да вроде нет.
– Чему же вы тогда так радостно улыбались?
Женщина задумалась.
– Не знаю, ой, женщины, не знаю, честное слово, не знаю… Наверно, он просто человек хороший, – улыбнулась опять жена машиниста и медленно пошла к выходу.
– Бабы! Он её загипнотизировал! Точно – загипнотизировал! – неожиданно громко в притихшей приёмной произнесла одна из посетительниц.
Уже потом, когда я работал начальником депо, пытался следовать рекомендациям своего наставника, но, скажу откровенно, у меня это не всегда получалось. Не хватало терпения и, вероятно, мудрости.
Начальником депо Кочетовка Юлий Александрович проработал до 1961 года, затем приказом министра путей сообщения был переведён на Московскую дорогу. Работал начальником тепловозного депо Рязань, начальником локомотивного отдела Рязанского отделения, заместителем начальника службы локомотивного хозяйства Московской железной дороги. Умер Фёдоров 1 июля 1994 года.

Автор:Марат Бендерский