Лента новостей
Статья14 мая 2019, 16:13

«Последний бой, он трудный самый...»

– Каждая пуля имеет что? Каждая пуля имеет деривацию. А деривация, товарищи будущие офицеры, – это отклонение траектории полёта пули или артиллерийского снаряда под воздействием вращения, придаваемого нарезами ствола.

1965 год. Парад Победы. У Знамени Победы –  Герой Советского Союза Константин Самсонов. Ассистенты: Герои Советского Союза Михаил Егоров и Мелитон Кантария
1965 год. Парад Победы. У Знамени Победы – Герой Советского Союза Константин Самсонов. Ассистенты: Герои Советского Союза Михаил Егоров и Мелитон Кантария

Так начинал одно из занятий по военно-стрелковому делу с нами, первокурсниками, старший преподаватель военной кафедры Московского института инженеров железнодорожного транспорта майор Константин Яковлевич Самсонов. Молодой майор был легендарной личностью. Попав на фронт только в 1943 году, он в 1944-м окончил курсы усовершенствования командного состава и в звании старшего лейтенанта был назначен командиром первого стрелкового батальона 380-го стрелкового полка Первого Белорусского фронта.

Звезда Героя

Он рассказывал нам, как переживал, что война заканчивается, а он ещё ничего конкретного не сделал. Зря волновался. Судьба предоставила ему возможность совершить великий подвиг. Его батальон принял активное участие в заключительном сражении Великой Отечественной войны – штурме Берлина и рейхстага. Он одним из первых ворвался в здание – главный символ Германии. Батальон и его командир героически сражались, выбивая немцев из подвалов рейхстага, где они закрепились и отчаянно сопротивлялись. Штурм был тяжёлым, за каждым углом – смертельная опасность, но батальон, несмотря на потери, медленно, но упорно продвигался вперёд и поставленную задачу успешно выполнил.
Бойцы батальона были представлены к высоким правительственным наградам, а их командиру старшему лейтенанту Константину Яковлевичу Самсонову указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1946 года за умелое руководство батальоном, образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками присвоено звание Героя Советского Союза.

Знамя
над рейхстагом

Закончилась война, боевой офицер продолжил службу в вооружённых силах. В 1952 году Самсонов окончил Военно-политическую академию и уже в звании майора стал старшим преподавателем военной кафедры Московского института инженеров железнодорожного транспорта. Нам, первокурсникам, которые поступили в институт тоже в 1952 году, он сразу понравился. Высокий, стройный, жизнерадостный, он был по-настоящему очень красив в своей аккуратно подогнанной форме со звездой Героя на груди. Ещё недавно была война, ещё не прошла эйфория от Великой Победы, поэтому герои этой страшной бойни всегда вызывали восхищение, а тут ещё тот, кто штурмовал знаменитый рейхстаг. Он называл нас «мои дорогие однокурсники», постоянно в шутку подчёркивая, что в институт поступил с нами в один год.
Проводя занятия по военно-стрелковому делу, Константин Яковлевич всегда оставлял время рассказать о войне, о своих переживаниях, о штурме рейхстага, о погибших солдатах и боевых друзьях. Было интересно, и мы старались занятия не пропускать. Мы думали, что знаменитые Егоров и Кантария, водрузившие Знамя Победы над рейхстагом, – солдаты его батальона. Оказалось, нет.
Это были солдаты батальона, которым командовал капитан С.А. Неустроев. Самсонов говорил, что они даже не были знакомы. Оба воевали на Первом Белорусском фронте, но в разных дивизиях. При штурме рейхстага у них были разные задачи. Батальон Самсонова выбивал немцев из хорошо укреплённых подвалов, а Неустроев должен был пробиваться через центральный вход наверх. Говорят, рейхстаг штурмовало четыре батальона (около 2000 человек), и каждый пытался водрузить свой флаг. Почти у всех получилось, но официальное Знамя Победы – штурмовой флаг 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии – водрузили 1 мая 1945 года на крыше здания рейхстага красноармейцы батальона Неустроева Михаил Егоров и Мелитон Кантария.

Подвиги Береста

Только через тридцать лет я узнал, что был ещё один герой – заместитель командира батальона по политической части младший лейтенант Алексей Прокопьевич Берест. Именно ему командир 756-го стрелкового полка Ф.М. Зинченко поручил возглавить выполнение боевой задачи по водружению знамени военного совета Третьей ударной армии на куполе рейхстага. Под прикрытием роты автоматчиков Берест, Егоров и Кантария выполнили поставленную перед ними задачу.
За «исключительную отвагу и мужество, проявленные в боях» А.П. Берест в числе ещё пяти героев рейхстага был представлен к званию Героя Советского Союза. Но, как говорят, маршал Жуков, не больно любивший политруков, согласовывая список и взглянув на должность соискателя награды, решил, что с него хватит и ордена Красного Знамени. Герой рейхстага всю жизнь переживал нанесённую ему обиду. Может быть, из-за этого его жизнь сложилась не очень просто. Но герой – всегда герой. Бересту было суждено совершить подвиг и в мирное время. Ему было 49 лет, когда, спасая от надвигающегося поезда стоящую на путях незнакомую девочку, он получил серьёзные травмы и через несколько дней скончался в больнице.

Горды
причастностью
к легенде

Но нашим кумиром всё же был и оставался Константин Самсонов, герой войны, командир батальона, штурмовавшего рейхстаг, наш преподаватель, с которым мы, студенты МИИТа, познакомились в 1952-м и четыре года были его учениками.
Я всегда гордился тем, что хорошо знал человека, который на торжественных государственных мероприятиях, посвящённых юбилеям Великой Победы, выносит в сопровождении Героев Советского Союза Егорова и Кантария то самое знаменитое Знамя, которое было водружено над рейхстагом 1 мая 1945 года. Умер полковник К.Я. Самсонов в 1977 году. Ему был всего 61 год.

Автор:Марат Бендерский