Любить нельзя расстаться

01 апреля 2019, 10:13 974

Пожалуй, ни одна постановка завершающегося театрального сезона не вызывает у зрителей столько споров, полярных оценок, сшибок мнений, как премьерный показ в нашем МДТ спектакля по пьесе Александра Володина «С любимыми не расставайтесь».

Но для того и существует театр, чтобы побеждала разноголосица, а не единодушный «одобрямс». Тем более что искушённый французский импресарио Шарль Баре исчерпывающе заметил на сей счёт: «Автор пишет одну пьесу, актёры играют другую, а зрители видят третью». Что же остаётся рецензенту? Единственное: чтобы его слово не было заздравным тостом, но и не напоминало поминальную молитву...

Эту быстро ставшей культовой пьесу драматург Александр Володин, чей вековой юбилей с почтением отметили все театры страны, написал в начале 1970-х годов. А вскоре на экраны СССР вышел одноимённый фильм с актёрами волшебной красоты в главных ролях – Александром Абдуловым и Ириной Алфёровой. Густонаселённая пьеса с пронзительно-щемящим финалом – словно срез реальной жизни, вынесенный на суд миллионов зрителей, не мог никого оставить равнодушным. Мне почему-то кажется, что и сам драматург, в то время молодой человек, прочувствовал лично, на себе если не развод, то нечто подобное, какую-то житейскую трещину, потому и получился под его пером такой впечатляющий достоверностью спектакль с дотошным знанием всей грустной «кухни» по делам «разводящихся трудящихся».

И ещё одна ремарка – о названии пьесы. Ошибочно думать, что своим появлением оно обязано миленькой телевизионной мелодраме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы...», где прозвучали памятные строки о любимых. На самом деле, прожигающее до слёз стихотворение с доподлинным названием «Баллада о прокуренном вагоне» родилось в далёкие предвоенные годы «по вине» незаслуженно забытого советского драматурга, прозаика, поэта Александра Кочеткова. Так получилось в его жизни, что любимая жена по какому-то ей одной понятному наитию вытащила тогда мужа с билетом в руках из вагона поезда «Сочи – Москва» и оставила ещё на три дня с собой рядом. А злополучный состав – уже на подходе к столице – потерпел жуткую аварию, в которой погибли десятки пассажиров того самого вагона... Вот откуда вырвавшиеся из груди строки-заклинание поэта:

С любимыми не расставайтесь,

С любимыми не расставайтесь,

С любимыми не расставайтесь,

Всей кровью прорастайте в них, –

И каждый раз навек прощайтесь,

И каждый раз навек прощайтесь,

И каждый раз навек прощайтесь,

Когда уходите на миг…

 

***

При внешней простоте действия и жёстко очерченной лаконичной сценографии – общий праздничный стол, рампа, судебный помост, напоминающий эшафот, – опытный театральный режиссёр Татьяна Воронина (Москва) предоставляет актёрам необозримый простор для неординарных решений в предлагаемых обстоятельствах. А каждая роль выписана Володиным сочно, насыщенно, полноценно – примеряй любой костюм и наслаждайся пиршеством игры... И вот он, тронулся в путь семейный ковчег, принявший на борт людей молодых, пожилых, среднего возраста. Семь пар, в силу различных жизненных перипетий приближающихся к роковой черте –разводу.

И жестяным голосом судья (артистка Ирина Дубровская) будет безжалостно, режуще вести допрос каждого из участников бракоразводного процесса, поступая по канонам юстиции ровно так, как поступает по медицинским канонам хирург, вскрывая скальпелем гнойный нарыв... Нелёгкое это зрелище – присутствовать почти при настоящем разводе, которое если что и скрадывает, то музыкальное обрамление мизансцен (автор – всё тот же режиссёр Воронина), а ещё – неповторимые стихи Геннадия Шпаликова, Веры Полозковой, Бориса Рыжего, плюс фрагменты известных драматургических текстов в сочетании с игрой светом и художническими эскападами, умело выполненными настоящим театральным профи – художником Любовью Мелёхиной.

С особым напряжением зритель следит за кардиограммой любовных отношений молодожёнов Мити и Кати Лавровых (с тончайшими нюансами в каждой мизансцене ведут свой дуэт беспричинный ревнивец – артист Сергей Холкин и гордая оскорблённая невинность – актриса Ирина Попова). Колоритны, разнообразны в сценическом изложении различных человеческих коллизий и судеб и все иные персонажи пьесы, где нет ни одной проходной фигуры, от меняющей жилплощадь женщины (артистка Виктория Дзидзан) до шоумена (артист Сергей Дубровский). А в целом режиссёр и труппа подводят с интересом внимающего им зрителя к самому верному выводу: если есть хотя бы малейшая надежда сохранить пошатнувшиеся отношения – не ждите чуда, хватайтесь и за эту тоненькую ниточку, пусть она спасёт!

 

***

В финале – после неоправданно долгой супружеской разлуки по надуманным обстоятельствам – прозвучит исступлённый крик женщины с потухшими от переживаний глазами – Кати: «Я скучаю по тебе, Митя!» И он, враз позабыв обо всём и вся, бросится на спасение любимой, подтверждая мудрое Ремарковское: «Любовь – это когда нельзя друг без друга»... Великий писатель знал, что говорил...

Загорится над судебным помещением гирлянда лампочек, складывающаяся в обнадёживающие слова: «Всё будет хорошо». Будет? Дай-то Бог!

И нам, зрителям, по выходу из зала даётся негласное домашнее задание: где поставить запятую в вынесенном в заглавие этих заметок предложении «Любить нельзя расстаться»? Каждый волен самостоятельно решить после знакомства с просмотренным свадебным путешествием – какую подобрать к нашей быстротекущей жизни свою музыку, какие исполнять свои песенки и какой вообще нужно сделать свой выбор, чтобы правильно жить... Будем думать!