Лента новостей
Статья28 марта 2019, 16:50

Симфонический оркестр Михаила Зельдина

В этом году исполняется 100 лет, как в старосветском Козлове была создана музыкальная школа, преобразованная в 1933 году в музыкальное училище.

Михаил Евгеньевич Зельдин со своей супругой Анной Николаевной Поповой
Михаил Евгеньевич Зельдин со своей супругой Анной Николаевной Поповой

Однако ещё за год до памятного 1919-го в нашем городе по инициативе талантливого музыканта Михаила Зельдина (кстати, отца народного артиста СССР Владимира Зельдина), служившего капельмейстером расквартированного у нас с 1910-го по 1914 год Томского пехотного полка, открылась Козловская народная консерватория. Безусловно, столь масштабное начинание не возникает на пустом месте: предтечей консерватории стало музыкальное общество, инициатором появления которого также стал Михаил Евгеньевич.

«Творить не покладая рук»

Впервые военный капельмейстер выступил со своей инициативой со страниц местной прессы в мае 1917 года. В тот раз, находясь на подъёме революционных настроений, когда, по мнению музыканта, нужно было «созидать, творить и работать не покладая рук», он обратился к горожанам с просьбой о содействии по организации духового оркестра.

«Что оркестр хороший нужен Козлову – в этом сомневаться не следует, а в дальнейшем он будет даже необходим, когда увидят его культурное значение, – писал Михаил Евгеньевич. –

Трудно организовать его: нужны большая любовь к делу, энергия и настойчивость в работе, а главное –

сочувствие и материальная поддержка». По мнению талантливого музыканта, содержать полноценный струнный симфонический оркестр городскому самоуправлению было бы не под силу, поэтому он предлагал организовать его из служащих торговых городских предприятий (до 50 человек), а их хозяев просить оказать материальную поддержку на приобретение инструментов и инвентаря.

«Льщу себя надеждой, что моё предложение найдёт отклик и сочувствие в обществе», – завершал своё обращение к горожанам Михаил Зельдин. Судя по всему, обращение музыканта возымело должное действие. Уже через несколько дней в местной прессе он опубликовал благодарность горожанам за поддержку.

Кстати, по словам маэстро, именно читатели местной прессы предложили ему создать «Музыкальный союз города Козлова» – прообраз будущего музыкального общества.

Однако в тот раз от принятия каких-либо решений Михаил Евгеньевич воздержался, поскольку убывал в действующую армию, а все организационные вопросы благоволил адресовать своим компаньонам – Б.А. Полянскому и А.А. Сазыкину.

Здоровое удовольствие

Вскоре в кругах местной интеллигенции развернулась дискуссия о форме будущего общественного объединения. Одни предлагали создать музыкальное общество, другие – музыкальный союз. Сходились же все в одном: новая общественная структура должна стать инициатором создания городского духового оркестра и хора, а также содействовать музыкальному образованию населения. Предполагалось, что появившееся в Козлове «Музыкальное общество» будет оказывать положительное влияние на развитие эстетического чувства граждан, доставляя им здоровое и недорогое удовольствие, тем самым отвлекая от пьянства. По мнению наиболее просвещённых горожан, новая общественная организация могла привести к уменьшению (если не к полному исчезновению) хулиганствующих музыкантов-гармонистов, шатавшихся в то время толпами по улицам и оравших безобразные песни.

Как следует из документов, учреждение музыкального общества в нашем городе состоялось 11 июня 1917 года. Участие в первом собрании приняло около полусотни человек, при этом некоторые из них занимались музыкой и вокалом профессионально. Судя по всему, именно они и составили основу будущей общественной организации, а также правления. Среди них нам памятны фамилии дирижёра М.Е. Зельдина, пианистки А.Е. Хвощинской, альтиста Сазонова, регента Белякова, сочувствующего обществу купца Б.С. Полянского, члена Союза кредитных товариществ А.А. Сазыкина, члена городской управы Белякова. Председателем правления избрали А.А. Сазыкина, казначеем – Б.С. Полянского.

Ещё одним начинанием Михаила Евгеньевича стало создание струнного и духового оркестра из числа железнодорожников. На призыв музыканта откликнулось около сотни человек, главным образом из числа рабочих железнодорожных мастерских. Примечательно, что среди них было немало тех, кто владел нотной грамотой.

«Если у господ железнодорожников проявится настоящая любовь к искусству, то из этого скромного оркестра впоследствии образуется настоящий симфонический оркестр, который станет гордостью служащих железнодорожного узла.

Симфонический оркестр из рабочих в России – небывалое явление!» –констатировала местная пресса тех лет.

В июле того же года в железнодорожном оркестровом кружке, организованном

М.Е. Зельдиным, начались занятия по теории. Одновременно маэстро вёл переговоры с московскими фирмами по приобретению инструментов, приглашал через местную прессу всех желающих записаться в недавно созданное музыкальное общество, а также обучаться пению на бесплатной основе.

Первым публичным выступлением «Козловского оркестрово-хорового общества» стал совместный концерт хора и симфонического оркестра местного отдела «Всероссийского союза оркестрантов», состоявшийся 31 августа 1917 года в Театре разумных развлечений. В качестве солистов были приглашены свободный художник Мария Ильинична Сноп (рояль), а также музыканты М. Кауфман (виолончель) и Л. Кауфман (скрипка). Примечательно, что и хором, и оркестром дирижировал сам маэстро.

Лирический тенор и меццо-сопрано

Судя по всему, собрать необходимые средства для приобретения музыкальных инструментов Михаилу Евгеньевичу так и не удалось. Подтверждение этому мы встречаем в одной из опубликованных заметок. В ней председатель «Оркестрового и хорового общества»

М.Е. Зельдин просит выдать ему 6000 рублей пособия на покупку инструментов с обязательством «заиграть эту сумму в городском саду». На этот раз Михаил Евгеньевич делает ставку на учащихся ремесленной мастерской и приходских училищ. Именно из учащейся молодёжи он пытается создать ещё один оркестр. А что же городская Дума? Местное самоуправление, не имея в распоряжении необходимой суммы, отказать в пособии на столь благое дело не решилось. Зато постановило назначить специальную комиссию для изыскания средств.

Очередной концерт симфонического оркестра местного отдела «Всероссийского союза оркестрантов» под управлением маэстро прозвучал под сводами Казённой женской гимназии (ныне средняя школа № 18) 24 ноября 1917 года. На этот раз инициаторами его проведения стал родительский комитет учебного заведения старого города. Специально по такому поводу Михаил Евгеньевич пригласил в Козлов лирического тенора, солиста Государственного Большого театра Иосифа Бобровича и обладательницу меццо-сопрано, выпускницу Петроградской консерватории Викторию Зимбалевскую.

По откликам местной прессы, этот концерт имел успех. Вскоре было объявлено ещё об одном выступлении. По прогнозам сведущей публики, очередной концерт должен был стать намного интереснее предыдущего: во-первых, его состав увеличивался вдвое, а во-вторых, в программу вечера вошла неоконченная симфония Шуберта…

Автор:Михаил Белых. Фото из архива Мичуринского краеведческого музея