Лента новостей
Статья4 марта 2019, 15:24

Мы перо приравняли к штыку

В холле редакции газеты «Мичуринская правда» в год празднования 65-летия Великой Победы был торжественно открыт стенд, посвящённый сотрудникам издательства (в предвоенный период, кроме газеты, в старом редакционном здании располагалась и типография), ушедших на поля сражений Великой Отечественной войны.

Алексей Сериков.
Алексей Сериков.

Двадцать девять фамилий наших старших товарищей навсегда в памяти потомков. Среди них ответственные редакторы, заведующие отделами, секретари, корректоры, наборщики, верстальщики, печатники, переплётчики… Словом, все те, кто своим ежедневным трудом даёт жизнь свежему газетному номеру или книге.
До последнего времени мы были уверены, что список приведённых на стенде фамилий наших предшественников исчерпывающий. Подтверждением тому служил документ, полученный редакцией из Государственного архива социально-политической истории Тамбовской области. Однако в октябре прошлого года мы получили письмо от жительницы Санкт-Петербурга Ларисы Николаевны Петровой, которая рассказала о своём деде А.Н. Серикове, а также предоставила массу фотодокументов, проливающих свет на неизвестные страницы редакционной истории.

В комсомольской
ячейке редакции

Как следовало из письма, с сентября 1931-го по август 1932 года Алексей Никифорович работал в редакции газеты «Наша правда» – так именовалась до 1936 года «Мичуринская правда» – в должности секретаря комсомольской ячейки печатников. Затем творческая судьба молодого комсомольского лидера продолжилась в столице Центрального чернозёмного округа Воронеже, где он три года служил в должности инструктора-корреспондента редакции газеты «Молодой коммунар», а с 1935 года – заведующим советско-торговым отделом.
Стремление быть на передовой общественно-политической жизни подвигло героя нашего повествования окончить Ленинградское военно-топографическое училище. А перед началом Великой Отечественной войны Алексей Никифорович вновь оказался в стенах «Мичуринской правды», однако уже в должности штатного корреспондента. Из стен редакции в августе 1941-го Сериков и был призван в ряды РККА.

Временем
мобилизованный

После окончания курсов Высшего командного состава в звании лейтенанта его направили в город Орджоникидзе на должность адъютанта штаба в третью воздушно-десантную бригаду первого парашютно-десантного батальона 82-го гвардейского стрелкового полка 32-й гвардейской стрелковой дивизии. С 1942 года Алексей Никифорович воевал в действующей армии на Крымском, Южном, Закавказском, Северокавказском фронтах.
За выполнение боевого приказа командования «в сложных условиях боя в период 28-30 августа 1942 года в районе станицы Хадыженской», был удостоен ордена Красной Звезды и очередного воинского звания гвардии капитана. В октябре того же года был ранен и направлен на излечение в один из бакинских госпиталей. После выздоровления Алексей Никифорович вновь в боевом строю. На этот раз гвардии капитан служит в должности помощника начальника штаба по учёту ставшего уже родным 82-го гвардейского стрелкового полка.
«Маруся! – обращался Алексей Никифорович в своих письмах оставшейся дома жене, – обязательно зайди в редакцию и попроси у Тимофея Коровкина (в годы Великой Отечественной войны – ответственный редактор) номеров десять первомайской праздничной газеты «Мичуринская правда» и пришли мне почтой. Как интересно почитать родную газету! Напиши подробно о жизни редакции и людях, которые там работают (Валя Козлов, Фёдор Сапрыкин, Леонид Россихин, Семён Соколов)…». Очевидно, что незримую связь с «Мичуринской правдой» наш старший товарищ старался сохранить всеми доступными способами.

Шагнувший
в бессмертие

Жизнь гвардии капитана Серикова оборвалась 19 сентября 1943 года в наступательных боях по освобождению Кубани и Таманского полуострова под хутором Ново-Покровским. За свой последний бой Алексей Никифорович был удостоен ордена Отечественной войны I степени. Посмертно.
«Мы, гвардейцы, помним нашего друга и любимца части и жестоко отомстим врагу за его смерть», – писали на родину героя сослуживцы гвардии капитана. Здесь, в тылу, у Алексея Никифоровича остались его вдова Мария Павловна Кубарёва и дочь Римма, родившаяся после призыва отца в Красную Армию. После Победы они сделали всё возможное, чтобы найти могилу отца и мужа. Наиболее важным свидетельством в проведении поисков стали документы, присланные с передовой, где значилось место захоронение героя – хутор Калиновский Варениковского района Краснодарского края. Однако Мария Павловна при жизни так и не смогла осуществить свою мечту – найти могилу мужа. По полученной ею информации, хутора с таким названием более не существовало, а все воинские могилы были в 1950-60-х годах перенесены на братские воинские кладбища.
Спустя годы, в век цифровых технологий стали доступны многие электронные ресурсы, и семья погибшего героя возобновила поиск. Много полезной информации было найдено на сайтах общества «Мемориал», Министерства обороны РФ, в разные инстанции отправили соответствующие запросы. Внучка Алексея Никифоровича нашла информацию, что в московской школе № 814 существует музей Боевой славы 32-й гвардейской Таманской стрелковой дивизии, и отправила туда запрос. Администрация школы посоветовала обратиться в совет ветеранов 32-й гвардейской Таманской стрелковой дивизии, а уже оттуда – написать в отряд «Поиск», действующий при школе № 41 станицы Варениковской Крымского района Краснодарского края.


Без вести
не пропавший

На очередной запрос неожиданно пришёл долгожданный ответ от поискового отряда «Кавказ» города Крымска. Как выяснилось, безымянная могила гвардии капитана
А.Н. Серикова сохранилась и находится на окраине старого сельского кладбища. Восьмого октября прошлого года внучка и дочь героя посетили место захоронения деда и отца. Неоценимую помощь в этом им оказали поисковики отряда «Кавказ», организовавшие гостям не только встречу, но и поездку по местам боевых действий 32-й гвардейской стрелковой дивизии.
Столь неординарное событие получило большой общественный резонанс: сюжет о родственниках, нашедших спустя много лет могилу близкого человека, отдавшего жизнь за свободу и независимость Родины, был показал по телеканалу «Кубань-24», статью о событии опубликовала местная газета «Электрон».
А в ноябре прошлого года дочь Алексея Никифоровича Римма Алексеевна посетила свою малую родину – город Мичуринск, побывала в гостях у редакции, где в предвоенные годы работал её отец, и передала журналистам документы, свидетельствующие о жизненном подвиге нашего старшего товарища и коллеги – гвардии капитана Алексея Серикова. Благодаря этой встрече забытое имя Алексея Никифоровича оказалось возвращённым из небытия.
Важность этого события заключается и в том, что в четвёртом томе областной Книги памяти (город Мичуринск и Мичуринский район), изданной в 1995 году, среди одиннадцати однофамильцев героя имя А.Н. Серикова не значится. Однако сегодня Алексей Никифорович, как и в далёком сорок первом, снова в строю. Он с нами.

Алексей Сериков.
Алексей Сериков.
Автор:Михаил Белых